Даже сегодня в отдельных регионах считают возможным отчитаться об импортозамещении путем переклеивания шильдиков


Регионы продолжат работать в области импортозамещения. По отдельным направлениям уже удалось добиться значимых успехов. Однако в ряде отраслей проблемы сохраняются, что становится на сегодняшний день одним из ключевых вызовов.

Федеральные ведомства отчитались о стопроцентном завершении импортозамещения в России. И это тянуло бы на сенсацию, если не оговорка – процесс благополучно прошел только в пищевой промышленности. Теперь на прилавках представлены отечественные продукты всех необходимых категорий. А вот в том же здравоохранении удалось едва достигнуть 25% показателя. В стране производят глюкометры, рентгенологическое оборудование, расширили ассортимент лекарств и расходников, но еще нет важнейших аппаратов МРТ. Да и то, что полностью наша в этом ассортименте только сборка тех же импортных компонентов, явно не добавляет поводов для ликования.

Импортозамещение – один из ключевых губернаторских KPI. И тут к прикладной физике и экономике добавляется еще политика. Уставный срок пребывания главы региона на посту – пять лет, за национальные проекты приходится отчитываться ежегодно. Соответственно, вдолгую и целиком перестраивать промышленные системы, десятилетиями ориентированные на оптимизацию расходов через приобретение зарубежных проверенных и привычных по стоимости продуктов, становится не совсем комфортно.

Коммерческий сектор в субъектах до последнего отказывался верить в реальное санкционное давление. И некогда им было заниматься развитием собственной науки, разработкой, когда все можно было купить за рубежом, а основной целью являлась быстрая высокая прибыль, без оглядки на геополитику. Таким образом, и сегодня многие в регионах считают возможным отчитаться о бумажном импортозамещении путем переклеивания шильдиков и добавления в агрегаты совершенно ненужных, но отечественных компонентов, которые позволят повысить рейтинг локализации изделия по версии ТПП. Однако эта дорожка ведет в тупик. Самые точные и достоверные сведения аудитория может получить не из торжественных отчетов, а из собственного покупательского опыта.

Аналитики Института развития предпринимательства и экономики провели любопытное исследование. Они проанализировали долю отечественных товаров, представленных на маркетплейсах. Больше всего патриотов оказалось среди мебельщиков, изготовителей одежды с обувью и строительных материалов – более 40%. За ними следуют категории «красота» и «детские принадлежности» — менее 38%. Самый незначительный вклад в импортозамещенную потребительскую экономику дает электроника – 9%. Причем, любопытный факт – среди новообразованных ООО стремительно растет объем компаний, оказывающих услуги, а вот что-либо производящих не так уж много.

В конечном же итоге, лидерство по производству импортозамещенной продукции сохраняет ряд регионов. Что же касается внедрения отечественных информационных продуктов в региональные системы критической инфраструктуры, то субъекты уже полностью заменили межсетевые экраны и антивирусы. Третью строчку в рейтинге заняли средства хранения данных, последнюю – серверное программное обеспечение.  Полный запрет на применение иностранного программного обеспечения на объектах критической информационной инфраструктуры начнет действовать уже с 1 января 2025 года.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: