После заявления о проверках чиновников на полиграфе Федорищеву важно избежать кампанейщины
Чиновников самарского правительства с 2025 года начнут проверять на полиграфе. Систему будут применять в случае конфликтной ситуации – поступления сигнала о коррупции, сообщил губернатор Вячеслав Федорищев, уточнив, что в качестве профилактики проверку будут проходить все члены правительства раз в полгода – пока «на добровольной основе».
Недавно новый губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев откровенно говорил о коррупции как о ключевой проблеме, стоящей перед регионом уже многие годы, поэтому у него нет другой альтернативы, кроме как действительно бороться с коррупцией. В своем выступлении глава очень четко сказал, что он не силовик, не следователь, а экономист, для него борьба с коррупцией – это работа с документами, сметами, экономической логикой. А оперативную и карательную деятельность должны проводить соответствующие ведомства. Но, видимо, для того чтобы сигнализировать, маркировать, Федорищев вышел на достаточно громкое заявление по поводу введения проверок на полиграфе. Стоит заметить, что сам глава региона – политик пока еще малоопытный. Можно вспомнить, что множество губернаторов в разные периоды времени начиная с конца 1990-х годов заявляли о применении полиграфов. Парадокс заключается в том, что после таких заявлений ничего не происходило, кроме кампании. Поэтому Вячеславу Федорищеву нужно обратить на это внимание и избежать кампанейщины, чтобы его антикоррупционный посыл не провис до достаточно небогатой пиар-акции в формате добровольного использования полиграфов для тестирования отдельных рандомных чиновников.
Самарская область – это один из опорных стратегических регионов страны с учетом его огромной экономической емкости, производственного, сырьевого потенциала, поэтому будет очень интересно наблюдать за позициями местной элиты, поскольку она достаточно серьезна. Это доказал и сам Федорищев: он разместил пост о встрече с предпринимателем Владимиром Аветисяном, на которой обсуждались вопросы «бесперебойного снабжения жителей Самарской области». Но коммуницировать придется не только с Аветисяном. Есть другие локальные элиты, которые богатеют, движутся в сторону расширения в рамках закона своего экономического и политического влияния. В следующем году состоятся выборы депутатов городской думы Самары. Она всегда была значимой элитной группой, исторически деловым клубом. Необходимо будет посмотреть, как сложится борьба. Предполагаю, что Федорищеву, несмотря на то что он «весовой» губернатор, пришедший из окружения секретаря Госсовета Алексея Дюмина, бывшего губернатора Тульской области, будет не очень просто. Это станет первым большим маркером реальных успехов – именно не экономических, а политических – в исполнении нового главы региона.
Сейчас Федорищев пытается менять вектор элитарных групп Самарской области. Это непростая задача. Но он честно показывает ключевую проблему – коррупцию. Это достаточно перспективно с точки зрения общественного мнения, это абсолютно беспроигрышная конструкция. Безусловно, решение о введении системы «Полиграф» в правительстве Самарской области выглядит как популизм, но надо быть очень сдержанным в поисках штампов. То есть говорить, что Федорищев использует популистское заявление и более ничего за этим нет, я бы не стал. Все-таки это происходит на фоне действительно активной работы силовых структур. Федорищев должен будет предложить каким-то конкретным чиновникам пройти полиграф. А они должны будут либо его пройти, либо не пройти, либо отказаться от прохождения, потому что заставить губернатор никого не может. По закону нет такой нормы, которая бы предусматривала полиграф в качестве контрольного механизма. Что касается базы чиновников, которым необходимо (в рекомендательном порядке) пройти полиграф, то формировать ее будет, скорее всего, сам Федорищев.