В ряде регионов запретят майнинг: отразятся ли ограничения на жизни простых граждан?

/

С 1 декабря 2024 года по 2031 год тотальный запрет на майнинг криптовалют могут ввести в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Херсонской и Запорожской областях, ДНР и ЛНР. Частичный запрет, действующий только в период зимних пиков, планируется ввести в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье, сообщает «Коммерсантъ». Как предложенные меры отразятся на ситуации в энергетических комплексах регионов и почему не во всех субъектах РФ вводятся ограничения на добычу криптовалюты, расскажем в сюжете.

Запрет на майнинг

Правительство РФ определило список регионов, где уже с 1 декабря 2024 года могут запретить майнинг криптовалют. Для части субъектов РФ он будет временным – на зимний период, для части – постоянным на протяжении семи лет, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на проект протокола заседания правкомиссии по развитию электроэнергетики.

Согласно документу, с 1 декабря 2024 года по 15 марта 2025 года запрет на майнинг криптовалют будет введен в ряде городов и районов Иркутской области, Бурятии и в Забайкальском крае. Далее ограничения в этих регионах будут действовать ежегодно в период пиковых нагрузок – с 15 ноября по 15 марта – вплоть до 2031-го.

Полностью запретить майнинг с 1 декабря 2024 года по 15 марта 2031 года предлагается в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Херсонской и Запорожской областях, ДНР и ЛНР.

Министерство энергетики РФ последние годы борется с крупными добытчиками криптовалюты, которые «усугубляют локальные энергодефициты», подмечает издание, добавляя, что основная цель таких запретов – это заставить майнеров уезжать в другие регионы, где избыток энергомощности.

В ведомстве «Ъ» сообщили, что считают озвученные меры целесообразными. В опрошенных изданием региональных правительствах отмечали, что либо им неизвестно о запрете майнинга на их территории, либо обсуждение этой темы еще только запланировано с федеральным центром. Источники во власти выражали мнение, что ужесточение законодательства по отношению к майнерам вряд ли непосредственно отразится на экономике, зато качество электроснабжения должно повыситься.

1 ноября 2024 года вступили в силу положения закона о майнинге, которые разрешают легально добывать криптовалюты. В соответствии с документом, майнеры должны предоставлять в Федеральную налоговую службу информацию об объеме полученной цифровой валюты и адресе-идентификаторе, на который эта валюта была зачислена. Позднее утвержденное постановление позволило правительству вводить запрет на майнинг при риске дефицита электроэнергии в регионах.

Напомним, ранее РК сообщали о призыве глав Иркутской области и Хакасии Игоря Кобзева и Валентина Коновалова к кабмину о пересмотре постановления, устанавливающего пороговые значения диапазонов дифтарифов на электроэнергию. По их мнению, гра­ни­ца пер­во­го диа­па­зо­на на уровне по­чти 4 тыс. кВт ⋅ ч слиш­ком низ­кая для ре­ги­о­нов, где мно­го част­ных до­мов отап­ли­ва­ет­ся элек­три­че­ством, по­рог дол­жен быть на уровне 9–10 тыс. кВт ⋅ ч. Ранее Кобзев выступал за введение дифтарифов для борьбы с майнерами, но затем признал, что результата это не принесет.

Последствия для ТЭК

Кандидат экономических наук Эдуард Коложвари предполагает, что ограничения вводятся в воспитательных целях, чтобы ситуация в сфере майнинга была под контролем. На ситуацию в энергетическом комплексе, по мнению эксперта, это не повлияет.

«Вез­де по­ло­же­ние раз­лич­ное: в од­них субъ­ек­тах боль­ше ге­не­ра­ции, но мень­ше по­тре­би­те­лей, в дру­гих – мало ге­не­ра­ции, сети из­но­ше­ны, но по­тре­би­те­лей мно­го. Но са­мое глав­ное, что­бы эти по­тре­би­те­ли были и по­лу­ча­ли энер­гию по хо­ро­шей цене. По­ла­гаю, что за­пре­ты пла­ни­ру­ют вве­сти для вы­рав­ни­ва­ния си­ту­а­ции. Участ­ни­ки рын­ка та­ри­фов, по моим опро­сам, утвер­жда­ют, что за­прет май­нин­га на диф­та­ри­фах тоже ни­как не ска­жет­ся, по­сколь­ку сей­час в це­лом очень мно­го ви­дов та­ри­фов», – поясняет Коложвари.

Политический обозреватель Андрей Гусий удивлен, что ограничение майнинга вводится только в регионах СКФО, но не вводится, например, на юге России, где наблюдается серьезный энергодефицит.

«В сле­ду­ю­щем году юг Рос­сии сно­ва ожи­да­е­мо столк­нет­ся с энер­го­де­фи­ци­том, к ко­то­ро­му мо­гут до­ба­вить­ся май­не­ры из СКФО, но ни­ка­ко­го за­пре­та – даже в пи­ко­вые на­груз­ки – не вво­дит­ся. Смот­рит­ся это как ми­ни­мум нело­гич­но», – подчеркивает Гусий.

Он допускает, что принимаемые меры – это только начало, а в перспективе они будут уточняться и расширяться на большее число регионов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: