Выборы мэра Братска и депутатов думы Иркутска: неожиданные итоги и первые выводы


В Иркутской области прошли сразу две знаковые кампании – по выборам мэра Братска и депутатов гордумы Иркутска. Обе были высококонкурентные, а итоговый результат принес неожиданности. В Братске действующий глава Сергей Серебренников, выдвигавшийся от «Единой России», потерпел сокрушительное поражение от самовыдвиженца Александра Дубровина (21% голосов против 68,55%). А в Иркутске, который ранее входил в «красный пояс» страны, ни один кандидат от КПРФ не прошел в местный парламент. Возникнут ли после выборов мэра Братска проблемы у самого Дубровина или губернатора Игоря Кобзева и что повлияло на проигрыш КПРФ в Иркутске – в сюжете РК.

Новый мэр Братска

В Братске действующий глава Сергей Серебренников, занимавший пост 15 лет, проиграл выборы с результатом 21,8% голосов. Его опередил мэр Братского района Александр Дубровин, за которого проголосовали 68,55% избирателей. Серебренников выдвигался от «Единой России», его поддерживал губернатор Игорь Кобзев, Дубровин шел как самовыдвиженец, на время выборов он приостанавливал членство в партии. Остальные кандидаты не набрали выше 3%. Явка на выборы составила 40,46%.

РК рассказывали, что накануне выборов противостояние между кандидатами обострилось: полиция изъяла тираж муниципальной газеты «Огни Ангары», в которой должна была выйти статья о Дубровине, признанная ТИК Братска несогласованной агитацией. В мэрии назвали проникновение на территорию типографии незаконным и все-таки распространили газеты.

До­цент ка­фед­ры ми­ро­вой ис­то­рии и меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний ИГУ Сергей Шмидт считает, что причина победы Дубровина – очень серьезная усталость общества от Серебренникова и хорошо организованная кампания.

«Интересно вспомнить, что поражение мэра Иркутска в 2010 году политически сломало губернатора Дмитрия Мезенцева. Сейчас оправдан вопрос, не сломает ли произошедшее губернатора Кобзева. Но считаю, что не сломает. У Кобзева большая репутационная подушка безопасности, и это, пожалуй, его первый серьезный прокол. На сегодняшний день репутации Кобзева ничего не угрожает», – комментирует Шмидт, добавляя, что, вероятно, Дубровин сможет наладить конструктивное взаимодействие и с Кобзевым, и с гордумой Братска.

Политический обозреватель Галина Солонина полагает, что после выборов в Братске проблемы могут возникнуть не у Кобзева или внутриполитического блока, а у самого Дубровина, которому необходимо будет продемонстрировать «впечатляющий результат работы – лучше, чем у Серебренникова».

«Братская история не закончилась выборами мэра. Еще предстоит найти равновесие с гордумой, в которую выбралось много сторонников Серебренникова. И здесь, возможно, Дубровину потребуется поддержка со стороны Кобзева. Сенатору Андрею Чернышеву (который лоббировал кандидатуру Дубровина на пост мэра. – РК) тоже теперь придется каким-то образом определять свою дальнейшую судьбу. Все же он является сенатором от губернатора. Для сохранения федерального статуса ему придется задуматься, что делать дальше», – подытоживает Солонина.

Гордума Иркутска без КПРФ

В Иркутске в ЕДГ избирали депутатов гордумы. Явка на выборы оказалась рекордно низкой – 15,59% избирателей. В 2019 году она была 26,19%. При этом кампания была высококонкурентной: на 35 мест зарегистрированы 236 кандидатов от девяти партий. Главной интригой считалось разрешение теневого конфликта между строительным бизнес-кланом Красноштановых, мэрией Иркутска и, возможно, губернатором.

Большинство – 30 мандатов – получила «Единая Россия». Также в парламент прошли три самовыдвиженца, по одному депутату от ЛДПР и «Гражданской платформы». В думу пришли 12 новых депутатов из 35. КПРФ не прошла в парламент.

Политконсультант Владислав Шиндяев проигрыш КПРФ объясняет отсутствием работы со стороны партии в регионе за последний год, в то время как «Единая Россия» проводит системную работу. Кроме того, у нее есть сильные кандидаты, капитал, партия привлекает сторонников.

Помимо коммунистов, утратили, по словам Шиндяева, свое влияние и Красноштановы.

«Клан Красноштановых в рамках своей работы и противостояний за последний год утратил влияние и определенное количество мандатов по итогам выборов. Идут естественные процессы. Те, кто ведет конструктивную и перспективную работу, наращивают влияние и результаты. Если кто-то пытается вести работу ситуативно в рамках политической борьбы, это, как правило, оборачивается провалом. Представители клана Красноштановых, войдя в конфликт с действующей городской властью, естественно, потеряли часть своего влияния», – резюмирует Шиндяев.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: