И объективна, и случайна: причины резкой критики Гладковым глав трех районов региона
В отношении глав трех районов Белгородской области проведут служебное расследование на соответствие занимаемым должностям. Такое поручение дал губернатор Вячеслав Гладков по итогам учений ГО и ЧС в муниципалитетах региона. Недостатки при их проведении выявили в Ракитянском, Ивнянском и Прохоровском районах. Во время оперативного совещания Гладков также представил врио вице-губернатора – руководителя аппарата правительства региона. Им стал экс-прокурор Ярославской области Александр Лоренц.
Критика губернатора Белгородской области в адрес глав трех муниципалитетов – это результат наложения друг на друга нескольких факторов, одни из которых имеют объективный, системный характер, другие – вполне ситуативны или даже случайны. Так, критика прозвучала после доклада главы управления региональной безопасности Евгения Воробьева о результатах учебно-тренировочных мероприятий в неприграничных муниципальных образованиях. Любая бюрократическая система контроля требует ранжирования и группировки объектов оценивания. И эти муниципалитеты попали в группу с недостаточным уровнем подготовки и исполнительской дисциплины во многом просто потому, что кто-то должен был в нее попасть. Причем отмечены в качестве отстающих они были без всякой конкретизации, поскольку далее в докладе следовали общие для всех муниципалитетов недостатки. Плюс за сутки до этого в Ракитянском районе погибло и было ранено большое количество жителей в результате удара ВСУ. Правда, незадолго до этого в том же Ракитянском районе проходили учения на базе одного из медучреждений, в ходе которых, по официальной информации, «медицинские работники действовали слаженно, профессионально и оперативно, их действия были грамотно скоординированы между собой». Кроме того, в начале оперативного совещания 26 августа и Ракитянскому, и Ивнянскому районам совершенно спокойно давались поручения по оклейке бронепленкой окон социальных объектов – и ничего не предвещало последующего разноса.
Все названные муниципалитеты граничат с южной частью Курской области – наиболее потенциально опасным в настоящее время направлением, соответственно, требуют особого внимания ввиду высокой вероятности реальных ЧС. Но говорить о каких-то управленческих провалах в сфере безопасности этих муниципалитетов вряд ли стоит – по крайней мере, на публичном уровне ничего подобного озвучено не было. Другое дело, что от поручения губернатора организовать проверку на служебное соответствие глав администраций и их заместителей по безопасности отмахнуться сложно, но это опять-таки бюрократическая процедура, где соответствие и эффективность измеряются количественными параметрами, с которыми в этой системе умеют работать. Так что какие-то резкие кадровые решения по результатам этой проверки маловероятны. Например, один из адресатов критики – глава администрации Прохоровского района – был переизбран на очередной срок менее месяца назад. То есть до этого он вполне устраивал региональную власть во всех отношениях.
Что касается нового назначения – и. о. замгубернатора, то его можно трактовать как очередную попытку выстроить систему работы с региональными и муниципальными кадрами на фоне ряда прошлых коррупционных скандалов и минимизировать соответствующий негативный фон относительно региона. В последнее время к Белгородской области обращено пристальное внимание федерального центра, выражающееся в том числе в росте поступлений федеральных средств на восстановление инфраструктурных объектов, выплаты компенсаций и пр. При этом в информационном поле федеральная помощь фигурирует как результат личных коммуникаций губернатора области с членами федерального правительства. Следовательно, новые коррупционные скандалы или просто неэффективность команды губернатора могут напрямую повлиять на его внешнюю репутацию.
С другой стороны, вполне возможно, что данное кадровое назначение обусловлено необходимостью новой карьерной траектории для человека, который по ряду причин не смог оставаться и продвигаться в более привычной для него профессиональной среде.