Социология и региональная политика: что беспокоит губернаторов и как изменилось отношение населения к ним?


С какими проблемами пытаются разобраться губернаторы, обращаясь к социологам, учитывают ли руководители регионов социологию при принятии управленческих решений и как изменилось отношение населения к региональной власти за последние два года? О роли социологии в региональной политике РК поговорили с генеральным директором ВЦИОМ, автором Telegram-канала «Федоров. Механизмы власти» Валерием Федоровым.

С какими запросами сегодня региональные власти чаще всего обращаются к социологам? Изменились ли эти запросы за последние пять лет (может быть, меняется спектр интересов – с политики больше на экономику и социалку или наоборот)?

– Конечно, все меняется. Начиналось все с сугубо выборных, политических историй. Потом фокус сместился в сторону экономики, прежде всего инвестиционного климата, потенциала. Затем – последние пару лет – губернаторы озаботились рабочей силой. Внезапно выяснилось, что деньги, производства в регионах есть, а людей нет. И власти регионов пытаются разобраться, почему к ним не едут специалисты, почему люди, наоборот, уезжают, хотя, казалось бы, и воздух чистый, и какой-нибудь новый завод строится, а люди не бегут в очередь записываться, чтобы на нем работать. Еще одна тема в топе – наша замечательная молодежь. Почему ее не видно и что с ней делать? Такие истории сейчас в фокусе внимания, если говорить в целом по стране. А так, конечно, у разных регионов есть свои любимые темы в плане социологии. Например, на Севере регулярно проводят исследования, касающиеся коренных малочисленных народов.

По вашим оценкам, много ли регионов, которые учитывают данные социологов при принятии управленческих решений?

– Все регионы сегодня учитывают социологию: их этому научили – и нещадно наказывают, если они этого не делают. Но здесь можно поделить регионы на две группы. Одни учитывают социологию, которую им присылают сверху и говорят: «Вот здесь у тебя прокол, тут у тебя слабо, там ты не подумал, давай работай». Другие сами, без окрика сверху, в опережающем порядке занимается диагностикой, обратной связью, мониторингом. Таких регионов, конечно, пока немного, я бы сказал, максимум четверть от общего числа. Остальным, видимо, либо не до того, либо нет денег, либо им кажется, что все у них прекрасно и совершенно достаточно того, что им присылают из Москвы. Но мы, конечно, любим работать с прогрессивно мыслящими и знающими толк в социологии и аналитике регионами.

На ваш взгляд, как меняются качество управления в регионах и отношение населения к региональной власти? Можно ли проследить общие тенденции по регионам?

– В очередной раз прилив поднял все лодки, и произошло это весной 2022 года, когда мы все себя вдруг осознали воюющей страной, причем воюющей не с Украиной, а с коллективным Западом. Тогда резко изменились критерии оценки того, как наши губернаторы работают. Даже те, кто еще вчера, казалось, работал из рук вон плохо, теперь работают вроде бы нормально, а может, и хорошо. То есть все губернаторы тогда получили очень большую фору. С тех пор прошло уже больше двух лет, кто-то этой форой воспользоваться не смог – есть такие отдельные случаи, но большинство работают нормально, мобилизовались, находятся в тонусе и стараются держать в тонусе свои команды. Время сейчас тревожное, кто этого темпа не выдерживает, те отбраковываются естественным способом.

Сейчас расширяются возможности прямой коммуникации власти и населения, сам губернатор может почитать, что пишут о нем в комментариях в его Telegram-канале или соцсети. Не сокращает ли это запрос на социологию как комплексные исследования?

– Я не почувствовал снижения запроса на социологию. Например, иркутский губернатор Игорь Кобзев очень активен в соцсетях, ему это нравится, он видит в этом пользу, сам смотрит, читает, пишет, звонит людям. Но при этом я не заметил, чтобы он стал меньше интересоваться социологией. То есть это два разных канала, и тот и другой важен, полезен, друг друга они не перекрывают. И то и другое – это обязательные инструменты для современного руководителя. Нельзя пользоваться только одним, забывая о другом. Современный руководитель себе такого позволить не может.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: