Федеральные модераторы наблюдают за выборами в Хакасии и вмешаются, если риски конфликта возрастут
На довыборы в Госдуму в Хакасии зарегистрированы шесть кандидатов. Бывший министр энергетики РФ Николай Шульгинов баллотируется как самовыдвиженец при поддержке «Единой России» и КПРФ. Его соперниками в борьбе за мандат стали временно неработающий Михаил Гайдай («Зеленая альтернатива»), генеральный директор ООО «Феникс-М» Сергей Измайлов («Гражданская платформа»), генеральный директор ООО «Палюлин и партнеры» Антон Палюлин (Партия прямой демократии), предприниматель Георгий Слывус («Зеленые»), депутат Совета депутатов города Черногорска Владимир Смышляев (СРЗП).
Конфигурация избирательного бюллетеня максимально благоприятна для Николая Шульгинова. Бюллетень собран таким образом, что никто из оппонентов не представляет для него угрозы, в публичном поле доминирует единый кандидат, а другие себя почти не проявляют, сохраняя молчание в эфире. Очевидно, что есть федеральная задача бесконфликтно пройти кампанию и выиграть выборы. Поэтому основная особенность кампании – установка на максимальную консолидацию и широкая трансляция этого сигнала в паблик. В итоге жители региона видят, что впервые ЕР и КПРФ официально выдвинули единого кандидата – практически во всех встречах и поездках Шульгинова по Хакасии участвуют глава региона Валентин Коновалов и спикер регионального парламента Сергей Сокол. Все это как бы подчеркивает мир, единство и согласие в республике, которая на выборах уже показывала характер. Сигнал одновременно и психотерапевтический, и консолидирующий. Одновременно продвигается образ Шульгинова – федерального лоббиста, эксперта, который может стать «усилителем» региональной власти и помочь разрулить старые проблемы Хакасии с энергетикой и не только. Его поддерживают все крупные корпорации, работающие в регионе: РУСАЛ, СУЭК, «РусГидро», «Россети».
При этом сохраняются некоторые риски, связанные с противоречиями между позициями республиканских властей и командой Сергея Сокола, сохраняющимися, несмотря на тактическое перемирие. Однако я бы не стал говорить, что история вокруг статуса столицы республики все перечеркнула и перевела статус кампании из управляемой в непредсказуемую. Во-первых, этот спор не вчера начался. С разной степенью интенсивности дискуссия на тему законодательного закрепления статуса Абакана ведется уже не один десяток лет. Во-вторых, очевидно, что за кампанией внимательно наблюдают: федеральные модераторы наверняка оперативно вмешаются, если риск получить острую конфликтную ситуацию станет критическим. Полагаю, что до сентября все пройдет более-менее на тормозах. А вот после выборов, когда ситуацию можно будет отпустить, весьма вероятно, что рванет серьезно.