Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июле 2024 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.На горизонте 2024-2026 годов новая электоральная политика Кремля (НЭП) может привести к переформатированию политического пространства, формат и масштаб которого еще предстоит определить. Однако НЭП уже имеет значение и в ходе кампании-2024. В ее рамках оптимальным результатом для выходящих на выборы губернаторов и врио признается достижение уровня поддержки на выборах в диапазоне от 55% до 67-68% голосов (с возможными корректировками такой стратегии для регионов с особой спецификой, например, национальных республик). А в рамках кампаний по выборам в заксобрания — достижение контроля за абсолютным большинством мест в региональных парламентах со стороны «Единой России», а также сохранение квалифицированного большинства мест за более широкой коалицией, куда могут войти и лояльные представители системной оппозиции.
В ходе решающего этапа предвыборной кампании такой курс должен привести к усилению конкуренции, в том числе, в рамках кампаний по одномандатным округам на выборах в заксобрания и муниципальные представительные органы. В частности, в этих условиях могут появиться дополнительные возможности для привлечения спонсорских средств кандидатами от системной оппозиции (в ряде случаев, включая действующих в системных рамках политиков от непарламентских партий).
Новая электоральная политика Кремля будет усиливать позиции доминирующих игроков оппозиционного фланга на уровне регионов (в большинстве случаев в такой роли может выступить КПРФ). Такие игроки могут выходить на уровень поддержки в 15% голосов и более. В то же время в ряде случаев это может расширить возможности партий, ставших на уровне региональных и муниципальных выборов «платформами» для выдвижения ресурсных кандидатов, покинувших более старых оппозиционных игроков. Приоритетные возможности выступить в качестве такой платформы сохраняют «Новые люди», но в ряде случаев такую роль также могут сыграть СРЗП, ЛДПР и некоторые непарламентские партии.
2. Курс Кремля на поддержку ВПК будет оказывать заметное влияние на ситуацию и внутриэлитный баланс в регионах в обозримом будущем. Показательно, например, что в ходе состоявшейся в июле 2024 года рабочей встречи Владимира Путина с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым был снова поставлен вопрос о необходимости «большой модернизации и ремонта» предприятий по производству оборонной продукции, которые были переданы на баланс корпорации в 2023 году. Кроме того, было упомянуто о реализации жилищной программы «Квадратные метры «Ростеха», направленной на стимулирование продолжения работы высококвалифицированных молодых специалистов в отрасли— этим проектом охвачено 17 регионов. Отмечалось, что в ближайшее время реализация подобных проектов начнется в Перми, в Рыбинске (Ярославская область) и Арсеньеве (Приморский край).
Таким образом, усилия федеральных властей по развитию ВПК уже в перспективе 2025-2026 годов могут способствовать не только укреплению влияния руководства профильных предприятий на региональном уровне, но и перераспределению баланса сил среди игроков стройкомплекса — за счет усиления позиций бизнесменов и управленцев, которые будут вовлечены в эти проекты. Безусловно, эти тенденции получают политическое значение, учитывая, что со строительной сферой связаны интересы ряда депутатов заксобраний и Госдумы. Вероятное изменение внутриэлитного баланса становится одним из факторов, которые будут способствовать кадровому обновлению Госдумы следующего созыва — прежде всего в связи с ротациями среди депутатов, представляющих регионы-центры оборонной промышленности.
На фоне рабочей встречи Путина с Чемезовым и внимания федеральных властей к поддержке отрасли в целом восходящий тренд затрагивает позиции руководства ряда регионов-центров ВПК: губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 8-го на 5-е место), губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 13-го на 6-е место), главы Свердловской области Евгения Куйвашева (с 35-го на 27-е место), врио главы Самарской области Вячеслава Федорищева (с 48-го на 42-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 62-го на 61-е место), врио губернатора Тульской области Дмитрия Миляева (с 81-го на 77-е место).
3. Приоритеты федеральных властей по поддержке новых регионов оказывают влияние не только на сами эти территории, но и на субъекты Федерации, взявшие шефство над населенными пунктами в этой части страны. Так, в ходе прошедшего под председательством президента совещания по вопросам социально-экономического развития новых субъектов вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о подготовке программы развития этих территорий до 2030 года, предполагающей строительство около 30 тыс. различных объектов дополнительно. Обсуждение программы ведется в том числе с регионами-шефами.
Реализация проектов на новых территориях является важной частью повестки рабочих встреч Марата Хуснуллина с губернаторами регионов, оказывающих такую шефскую помощь. Например, «большая работа», реализуемая южноуральскими специалистами в рамках проектов в Волновахском районе и городе Ясиноватая в ДНР, обсуждалась в ходе рабочей встречи вице-премьера с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером (8-е место) в июне 2024 года.
Учитывая вовлеченность компаний из таких регионов в реализацию подобных проектов, это может не только изменить баланс сил между игроками стройкомплекса, но и стать еще одним фактором перехода управленческих кадров из шефствующих субъектов на значимые посты на новых территориях в перспективе 2025-2030 годов.
В условиях внимания Кремля к поддержке новых регионов развивается восходящий тренд для главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 15-го на 12-е место), главы Луганской народной республики Леонида Пасечника (с 20-го на 16-е место), губернатора Херсонской области Владимира Сальдо (с 25-го на 22-е место).
4. Содержательными приоритетами региональной политики федеральных властей остаются контроль за реализацией нацпроектов, соблюдение правил при госзакупках и эффективность работы властей на местах в целом.
Так, в рамках рабочей встречи Владимира Путина с главой Счетной палаты Борисом Ковальчуком была специально отмечена необходимость вести «контроль за инвестициями, которые осуществляет государство в форме капитальных вложений».
А в ходе совещания помощника президента Алексея Дюмина с главами комиссий Госсовета по вопросам формирования нацпроектов обсуждались вопросы реформирования системы KPI для губернаторов. В частности, мэр Москвы, глава комиссии Госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление» Сергей Собянин (1-е место в рейтинге) предложил упростить эту систему, сократив число контрольных точек с 4 тыс. до 10–15, максимум – 20, но наиболее значимых. Инициатива Собянина может сделать более прозрачной работу проверяющих структур, одновременно создав возможности для проведения ими более детальных проверок ситуации в регионах.
Тренд «многофакторного контроля» может стать дополнительным стимулом для антикоррупционных расследований в регионах во второй половине 2024-2026 годах. При этом более плотным может стать и контроль за сферой заключения контрактов не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Среди актуальных резонансных сюжетов, касающихся проведения таких проверок в отношении муниципальных администраций — выявленные прокуратурой нарушения в связи с заключением муниципальных договоров без проведения конкурсных процедур и несвоевременной оплатой исполненных договоров со стороны администрации Магаса, что стало поводом для УФАС по Ингушетии оштрафовать главу города Зайта Орцханова на 1 млн 680 тыс. руб. (на этом фоне теряет позиции глава республики Махмуд-Али Калиматов — с 45-го на 47-е место).
5.Позитивный опыт выставки «Россия» по продвижению интересов регионов становится новым стимулом для проведения на местах форумов и конференций, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов. Одним из ключевых событий июля в этой сфере в очередной раз стала выставка «Иннопром» (Екатерибург) являющаяся мероприятием федерального уровня.
Существенный резонанс получило и проведение 1-го Кавказского инвестиционного форума в Грозном. Организация таких мероприятий расширяет возможности относительно небольших субъектов по привлечению инвесторов и продвижению перспективных проектов. Так, в ходе форума представителями Адыгеи были заключены соглашения по ряду аспектов строительства нового гофрозавода «Картонтара 2» в Майкопе, обсуждались и планы создания в регионе ряда новых туристических объектов (в том числе премиального курортного комплекса). В этих условиях укрепляются позиции главы республики Мурата Кумпилова (с 36-го на 34-е место).
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Заметное значение для внутриэлитного баланса сил в предвыборных регионах имеет подготовка ротаций среди представителей этих субъектов в Совете Федерации.
В ряде случаев выбор соответствующих кандидатур связан с сохранением преемственности в рамках региональной политики при поддержке такого курса федеральным центром. Например, в тройку кандидатов в Совет Федерации, предложенную врио губернатора Самарской области Вячеславом Федорищевым, вошел экс-глава региона Дмитрий Азаров.
В рамках сценария, ориентированного на более активные кадровые ротации на уровне регионов, ставка сделана на ветеранов спецоперации. Отметим пример выдвижения в числе кандидатов в Совет Федерации в связке с врио главы Республики Алтай Андреем Турчаком (с 46-го на 39-е место) участника СВО Амыра Аргамакова.
Наконец, сценарий внутриэлитного компромисса предполагает переход в Совет Федерации активных игроков региональной политики с собственными амбициями. Так, в тройку кандидатов в Совет Федерации от губернатора Липецкой области Игоря Артамонова (с 49-го на 55-е место, покидает группу с сильным влиянием) была включена вице-губернатор и бывший мэр административного центра Евгения Уваркина.
Такая стратегия в перспективе 2025-2030 годов может привести к усилению роли Совета Федерации в качестве «донора кадров» для формирования губернаторского корпуса, а также перемещения управленцев из числа сенаторов в регионы, с которыми они ранее не были связаны. Кроме того, может возрасти роль верхней палаты в рамках продвижения социальных инициатив (в том числе с учетом перехода в этот орган власти тяготеющих к подобной повестке ветеранов СВО, представительство которых в сенате в перспективе 2025-2027 годов может расшириться).
2.Значимым фактором кадровых ротаций в регионах становятся перестановки в Минобороны, а также в связанных с ведомством хозяйственных структурах (в том числе проводимые по жесткому сценарию — в рамках антикоррупционных расследований). Например, на фоне расследований в отношении высокопоставленных сотрудников Военно-строительной компании сообщалось о переходе в эту организацию Ярослава Семенова, до недавнего времени занимавшего пост главы правительства Удмуртии.
Вероятно, более существенные шансы для перехода в федеральные структуры, связанные с военным ведомством, будут иметь кадры с опытом работы в силовых структурах и участия в СВО, а также выходцы из регионов-центров ВПК (как в случае с той же Удмуртией) и субъектов, где расположено значительное число военных объектов. Кроме того, перспективы в этой сфере – в контексте перехода на пост замминистра обороны Анны Цивилевой — также могут иметь региональные управленцы, ранее вовлеченные в реализацию социальных программ для участников спецоперации и членов их семей (не только в связи с деятельностью фонда «Защитники Отечества»).
Прогноз АПЭК: процесс проверок и расследований в Минобороны может занять всю вторую половину 2024 года, что создает дополнительные возможности для более активных ротаций в ведомстве и карьерные перспективы для региональных кадров.
3.Поручение Владимира Путина сформировать предложения по поэтапному переносу офисов госкорпораций в регионы их присутствия (ранее президент выступил с такой инициативой в ходе ПМЭФ-2024) может способствовать как расширению представительства кадров из таких субъектов в руководстве подобных компаний, так и усилению влияния этих федеральных структур на политику соответствующих регионов. В первую очередь «политика переноса» коснется ключевых ресурсодобыващих регионов и индустриальных центров, возможно, создав дополнительные возможности для карьерного роста не только для топ-менеджеров расположенных там ведущих предприятий, но и доля муниципальных чиновников из городов их присутствия. Не исключено, что реализация такого курса станет дополнительным фактором перехода муниципальных кадров на федеральный уровень (в том числе в парламент), но, скорее, в перспективе выборов в Госдуму не 2026-го, а 2031 года.
4.Принятие Госдумой поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», наделяющих муниципальные представительные органы правом по утверждению или согласованию кандидатов на должности заместителей глав местных администраций, а также руководителей их отраслевых и территориальных органов, может привести к росту интереса ресурсных кандидатов к участию в выборах депутатов соответствующего уровня уже в перспективе 2025-2026 годов. Прежде всего это может коснуться административных центров регионов, а также муниципальных образований со значительными финансовыми возможностями, что может быть связано с присутствием в таких городах и районах крупных предприятий или, например, высокой стоимостью земельных участков на таких территориях.
В первую очередь это может стать фактором усиления конкуренции в ходе праймериз «Единой России» на муниципальном уровне, но также — внимания к ведущим системным оппозиционным игрокам, имеющим влияние в этих муниципальных образованиях. При определенных обстоятельствах такой тренд может стать дополнительным стимулом для формирования новых партийных проектов на системном оппозиционном фланге — с акцентом на более ярко выраженную муниципальную повестку и работу с умеренно протестной городской средой в избирательных кампаниях 2025-2026 годов.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды августа-сентября 2024 года.
1.В конце сентября-октябре 2024 года, после завершения Единого дня голосования, можно ожидать активизации кадровых перестановок в субъектах, где в конце 2023-го — первой половине 2024 года были назначены новые врио губернаторов и — в целом ряде случаев — проведения новых антикоррупционных процессов. В первую очередь, расследования и проверки в таких субъектах осенью 2024 года могут коснуться деятельности региональных и муниципальных социальных блоков, а также медучреждений. Отметим, например, задержание в июле 2024 года вице-премьера Хабаровского края Евгения Никонова (в том числе в связи с проверками в сфере закупок медицинского оборудования), ранее курировавшего социальную сферу в этом регионе. Подготовка к кадровым перестановкам, в том числе на уровне местных администраций, и стремление заранее подготовиться к нейтрализации связанных с этим медиа-атак, может стимулировать врио глав регионов к более активной работе с муниципальной повесткой в августе-сентябре. Показательно, например, что плотную работу с проблематикой местного уровня (например, в сфере работу социальных учреждений и системы ЖКХ) ведет врио губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Руслан Кухарук (с 34-го на 32-е место), полномочия которого, как ожидается, будут подтверждены в сентябре не на прямых выборах, а по результатам голосования депутатов окружной Думы.
2. В течение осени 2024 года можно ожидать усиления публичных внутриэлитных конфликтов в регионах, где в 2025 году истекают полномочия губернаторов, обладающих наименее устойчивыми позициями. Одним из примеров — напряженность в Республике Коми, глава которой Владимир Уйба (с 77-го на 83-е место) назначил на пост первого вице-премьера регионального правительства Антона Виноградова, кандидатура которого ранее не была поддержана депутатами Госсовета субъекта. В этих условиях в конце 2024 — начале 2025 года может усилиться роль федерального руководства «Единой России» по урегулированию подобных конфликтов в соответствующих регионах.
3.В июне-июле 2024 года меньший федеральный резонанс, чем в предыдущие годы, получила проблема природных пожаров (наиболее сложная ситуация в этой сфере сложилась в Якутии), а масштабные паводки в ряде сибирских и уральских регионов вызвали оперативную реакцию властей на местах. Однако новым вызовом для региональных властей могут стать паводки в конце августа — начале сентября, риск возникновения которых усиливается в этот период в дальневосточных регионах, а также в ряде территорий Южного федерального округа (в том числе в Сочи). Кроме того, в тот же период в случае формирования соответствующих погодных условий не исключено новое осложнение пожароопасной обстановки — в первую очередь в сибирских регионах, но, возможно и в некоторых субъектах Центральной России. Вспомним для аналогии резонансные пожары в Рязанской области в августе 2022 года. В этих условиях может стать более жесткой линия региональных властей в отношении муниципальных администраций в наиболее уязвимых для таких стихийных бедствий регионах – особенно там, где уже идут губернаторские кампании, либо подобные выборы предстоят там в 2025 году. Этот курс усиливает риски замены ключевых муниципальных чиновников по жесткому сценарию в случае возникновения там подобных чрезвычайных ситуаций.
4.Перебои в работе энергосистем южных регионов, а также взрыв газа в многоквартирном доме в Нижнем Тагиле дополнительно усиливают внимание к повестке ЖКХ, в том числе с учетом приближения отопительного сезона. В конце августа — сентябре 2024 года возможно проведение федеральных мероприятий под эгидой руководства правительства или даже президента по выявлению уязвимых мест в работе коммунальных систем и расширению финансирования их модернизации. Также нельзя исключать организации резонансных расследований в отношении управленцев, работающих в сфере ЖКХ на региональном уровне, прежде всего в северных и сибирских субъектах, а также на территориях, где в 2022-2023 годах уже наблюдались крупные коммунальные аварии.
5.Подготовка к Восточному экономическому форуму, который должен пройти 3-6 сентября 2024 года во Владивостоке, скорее всего, будет способствовать дальнейшей актуализации дальневосточной повестки в работе федеральных органов власти в течение августа. Возможно, помимо традиционных тем развития инвестиционных проектов, внимание в рамках этого тематического блока в ближайшие недели может быть уделено развитию инфраструктуры образования. В этих условиях дополнительное значение приобретает работа федерального штаба в сфере капремонта школ под руководством министра просвещения Сергея Кравцова и врио секретаря Генсовета «Единой России», полпреда президента в УрФО Владимира Якушева — именно в контексте выявления проблем и нарушений в дальневосточных и арктических регионах.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в июне | Средний балл | |
Очень сильное влияние |
||||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,68 | |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 6,94 | |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
3 | 3 | 6,87 | |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 | 4 | 6,85 | |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
5 | 8 | 6,57 | |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
6 | 13 | 6,55 | |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
7 | 11 | 6,53 | |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
8 | 7 | 6,52 | |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
9 | 6 | 6,51 | |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
10 | 5 | 6,50 | |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
11 | 14 | 6,48 | |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
12 | 15 | 6,42 | |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
13 | 12 | 6,40 | |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
14 | 9 | 6,36 | |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
15 | 10 | 6,33 | |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
16 | 20 | 6,31 | |
Аксенов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
17 | 16 | 6,28 | |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
18 | 18 | 6,26 | |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
19 | 21 | 6,25 | |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
20 | 27 | 6,17 | |
Сильное влияние |
||||
Демешин Дмитрий Викторович Врио губернатора Хабаровского края |
21 | 19 | 6,16 | |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
22 | 25 | 6,14 | |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
23 | 17 | 6,11 | |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
24 | 28 | 6,09 | |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
25 | 24 | 6,07 | |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
26 | 22 | 6,06 | |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
27 | 35 | 6,04 | |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
28 | 23 | 6,03 | |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
29 | 31 | 6,01 | |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
30 | 29 | 5,97 | |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
31 | 26 | 5,95 | |
Кухарук Руслан Николаевич Врио губернатора Ханты – Мансийского АО – Югра |
32 | 34 | 5,94 | |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
33 | 32 | 5,92 | |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
34 | 36 | 5,91 | |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
35 | 30 | 5,90 | |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
36 | 39 | 5,88 | |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
37 | 37 | 5,86 | |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
38 | 38 | 5,85 | |
Турчак Андрей Анатольевич Врио главы Республики Алтай |
39 | 46 | 5,83 | |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
40 | 42 | 5,82 | |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
41 | 33 | 5,80 | |
Федорищев Вячеслав Андреевич Врио губернатора Самарской области |
42 | 48 | 5,78 | |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
43 | 40 | 5,77 | |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
44 | 51 | 5,75 | |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
45 | 41 | 5,73 | |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
46 | 44 | 5,72 | |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
47 | 45 | 5,70 | |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
48 | 43 | 5,67 | |
Середюк Илья Владимирович Врио губернатора Кемеровской области |
49 | 53 | 5,66 | |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
50 | 59 | 5,64 | |
Среднее влияние |
||||
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
51 | 52 | 5,63 | |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
52 | 54 | 5,62 | |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
53 | 57 | 5,60 | |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
54 | 47 | 5,57 | |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
55 | 49 | 5,56 | |
Голубев Василий Юрьевич Губернатор Ростовской области |
56 | 55 | 5,54 | |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
57 | 61 | 5,51 | |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
58 | 58 | 5,50 | |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
59 | 50 | 5,49 | |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
60 | 60 | 5,47 | |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
61 | 62 | 5,46 | |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
62 | 65 | 5,44 | |
Беспрозванных Алексей Сергеевич Врио губернатора Калининградской области |
63 | 64 | 5,42 | |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
64 | 56 | 5,41 | |
Филимонов Георгий Юрьевич Врио Губернатора Вологодской области |
65 | 67 | 5,39 | |
Смирнов Алексей Борисович Врио губернатора Курской области |
66 | 70 | 5,38 | |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
67 | 69 | 5,35 | |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
68 | 66 | 5,34 | |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
69 | 71 | 5,33 | |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
70 | 68 | 5,30 | |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
71 | 73 | 5,28 | |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
72 | 72 | 5,26 | |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
73 | 63 | 5,24 | |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
74 | 85 | 5,22 | |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
75 | 74 | 5,21 | |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
76 | 75 | 5,19 | |
Миляев Дмитрий Вячеславович Врио губернатора Тульской области | 77 | 81 | 5,17 | |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
78 | 83 | 5,15 | |
Егоров Максим Борисович Глава Тамбовской области |
79 | 76 | 5,13 | |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
80 | 80 | 5,12 | |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
81 | 78 | 5,08 | |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
82 | 86 | 5,05 | |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
83 | 77 | 4,97 | |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
84 | 79 | 4,94 | |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
85 | 84 | 4,83 | |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
86 | 87 | 4,60 | |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
87 | 82 | 4,54 | |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
88 | 88 | 4,47 | |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
89 | 89 | 4,39 | |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.