Есть версия, что у Петрина больше поддержки в думе Воронежа и бизнес-кругах, а у Бажанова – в областном правительстве
В Воронеже завершился прием заявок на участие в конкурсе на пост мэра. Документы сдали 15 человек, в том числе врио мэра Сергей Петрин и министр ЖКХ и энергетики Воронежской области Евгений Бажанов.
Воронеж в последние годы выделялся относительно высокой конкуренцией на выборах мэра. До того как всеобщие выборы главы областного центра отменили, не раз случались и весьма неожиданные развязки. К примеру, в 2004 году победил с небольшим отрывом явно несистемный кандидат Борис Скрынников, доработавший, кстати, несмотря на конфликтные отношения с тогдашним губернатором Владимиром Кулаковым, до конца срока своих полномочий. Для некоторых общественников и представителей бизнес-структур конкурс – хороший повод заявить или напомнить о себе. Читатели, интересующиеся воронежской политикой, легко вычленят несколько кандидатов, участвующих буквально во всех выборах без малейшей надежды на успех. Плюс представители системных оппозиционных партий (в данном случае – ЛДПР и КПРФ) участвуют в выборах практически «по статусу». Не забываем, что фильтром для кандидатов станет конкурсная комиссия, ее сито преодолеют лишь единицы. Во время первого конкурса в 2018 году таковых было двое (будущий мэр Вадим Кстенин и депутат гордумы Руслан Кочетов, вскоре осужденный по уголовной статье), в 2023 году – снова двое (снова Кстенин и депутат облдумы – представитель ЛДПР Александр Овсянников, с ним все в порядке).
Областная власть в конце концов сделает ставку на кандидата, одобренного АП РФ. Сейчас некоторые эксперты заявляют, что у Сергея Петрина больше поддержки в городской думе и бизнес-кругах, а у Евгения Бажанова – в областном правительстве. Но подтверждений этого нет.
Оба кандидата обладают достаточной компетенцией. Но мы не должны забывать, что мэр не только «главный дворник», но и публичная фигура. Именно недостаток навыков публичного политика стал одной из причин досрочной отставки Вадима Кстенина. По Бажанову и Петрину здесь пока tabula rasa, мы можем только оценочно рассматривать их лидерские качества и навыки политической коммуникации.
Конфликты элит наверняка возникнут. Скажу осторожно: слишком доверительные и мягкие отношения с различными группами влияния и бизнес-структурами «вытянули» Вадима Кстенина из кресла воронежского мэра. Это, пожалуй, вторая причина его отставки. С точки зрения равноудаленности от городских групп влияния, пожалуй, лучше выглядит Евгений Бажанов.
Никаких шансов у оппозиции нет. Состав выборщиков известен – городская дума. Ее состав мы знаем хорошо. Для того чтобы у оппозиции появились хоть какие-то шансы, надо возвращать прямые выборы главы города. И не только для этого.
Задачи нового главы города – навести порядок хотя бы на верхних этажах городской управленческой иерархии, избавиться от влияния различных кланов, наконец совершить «управленческую революцию» наподобие той, какую совершил в свое время на посту губернатора области Алексей Гордеев, приведя с собой новую плеяду управленцев, не связанных с областными группами влияния. Дальше – сдвинуть с мертвой точки те реформы, которые обозначил в свое время Кстенин, но не довел их даже до середины: транспортную, ЖКХ, благоустройства.