Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал очередной «Рейтинг губернаторов» посвященный оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования стали руководители субъектов Российской Федерации. Данный рейтинг преемствен по отношению к предыдущему, вышедшему в августе нынешнего года.
При его составлении исследователи обращались к материалам открытых источников и инсайдерской информации. Но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник информации определил конечные результаты исследования. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран в сентябре – октябре месяцах 2014 года.
Впервые в рейтинг включены руководители вновь присоединенных субъектов Федерации – Крыма и Севастополя. Добавление этих двух регионов привело к автоматической корректировки в сторону ухудшения показателей всех прочих персоналий, занявших по сравнению с ними более низкие позиции в таблице. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценке итоговых результатов исследования.
Андрей СОБОЛЕВ
член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
от Севастополя
Севастополь – город морской славы, город – легенда. Но оглядываясь назад, ясно представляешь, что героическая история его целиком соткана из череды поражений и побед, трагедий и преодолений. И за всякой бедой, разрушением или кризисом следовало возрождение, делающее город еще краше и величественнее. И замечается еще одна закономерность — в трудную минуту, в часы испытаний на помощь городу приходили флотские военно-начальники, адмиралы, которые делили с ним свою судьбу и вместе с ним побеждали. Так было во времена Федота Клокачева, Федора Ушакова, Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Павла Нахимова, Павла Перелешина и всех тех последующих, кто сходил на берег и брал бразды городского хозяйства в свои руки. Город, с самого своего рождения живущий по морскому уставу и во имя флота, иных градоначальников иметь и не мог.
Когда весной этого года Севастополь перевернул страницу безвременья, стагнации и поругания, вернулся на Родину в Россию, и нашим градоначальником стал вице-адмирал Сергей Меняйло, мне подумалось, что, видимо, ход истории предопределен даже в этом факте. Большую приборку в пост-украинском кризисном Севастополе, по определению, должен возглавить военный моряк.
Я познакомился с ним не сразу, хотя он был доступен с первых своих шагов. Поводов повстречаться не искал, как и все присматривался к новому губернатору. Стереотипичные представления о военных и ожидаемых казарменных порядках в городе очень скоро сменились реальными характеристиками. Решителен, принципиален, коммуникабелен, но не лишен романтических наклонностей и увлечений. Очень работоспособен и неприхотлив в быту. И, как ни странно для опытного адмирала, доверчив. Это его качество, отнюдь, не слабость или недостаток. Доверяя тем, с кем сводит работа, он всегда рассчитывает на обратную связь – доверие и открытость. За последние 22 года в Севастополе промелькнула целая плеяда руководителей разных рангов и калибров, почти со всеми знался лично, но дистанция, и весьма приличная, между мной и ими была всегда. Сергей Иванович общается на короткой дистанции, со всеми. С людьми на улицах города, посетителями, своими подчиненными и друзьями. Это тоже не из адмиральского набора или может мы просто не знаем какие они, нынешние адмиралы.
В последние полгода целый ряд дел связал меня с губернатором. Это и партийное строительство, выборные процессы, издательская деятельность и фестивальные проекты. Короткие контакты, обмен мнениями, быстрое принятие решений – все базировалось на верности слову. Мы не подводили друг-друга, устное обещание исполнялось неукоснительно и, наверно, поэтому все получалось. Как не вспомнить сегодня иных высокопоставленных особ, которые и документальные то обязательства не всегда жалуют, не говоря об устных обещаниях.
Севастополь, как корабль, потрепанный штормами, вернулся в родную гавань. От трюма до клотика видны последствия тех штормов. Работа по наведению порядка предстоит большая и трудная. Как оказалось, не вся команда воспринимает действия капитана так, как нужно. В это непростое время нашлись те, кто хотел и дальше продолжения качки и скитаний по волнам. Он испил чашу критики и противостояния сполна, но не бросил штурвал, не сорвался на вражду и ненависть к экипажу, он остался на мостике. Я боец, — говорит он про себя. Жизнь показывает, что он говорит правду.
В силу недостатка данных в «Рейтинге губернаторов» по-прежнему не представлены Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область.
В таблицах рейтинга особо отмечены те регионы, в которых в 2014 году произошла смена глав: очевидно, что если новые руководители недавно заступили на свой пост, их место в «Рейтинге губернаторов» полностью или частично будет характеризовать деятельность не столько руководителя нынешнего, сколько предыдущего. В таких случаях наряду с данными действующего главы региона приводится фамилия его предшественника. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность или акцентировать внимание на нюансах статуса глав регионов (и.о., «временно исполняющий» и т.п.).
В первую группу рейтинга входят главы регионов Российской Федерации, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.
№ | Глава субъекта РФ | субъект РФ | Динамика |
1 | Якушев Владимир Владимирович | Тюменская область | +2 |
2 | Кобылкин Дмитрий Николаевич | Ямало-Ненецкий автономный округ | -1 |
3 | Минниханов Рустам Нургалиевич | Республика Татарстан | -1 |
4 | Савченко Евгений Степанович | Белгородская область | +2 |
5 | Артамонов Анатолий Дмитриевич | Калужская область | -1 |
6 | Ткачёв Александр Николаевич | Краснодарский край | -1 |
7 | Кадыров Рамзан Ахматович | Чеченская Республика | 0 |
8 | Тулеев Аман Гумирович | Кемеровская область | +2 |
9 | Собянин Сергей Семёнович | Город федерального значения Москва | 0 |
10 | Владимиров Владимир Владимирович | Ставропольский край | +7 |
11 | Гордеев Алексей Васильевич | Воронежская область | +1 |
12 | Полтавченко Георгий Сергеевич | Город федерального значения Санкт-Петербург | -4 |
13 | Гайзер Вячеслав Михайлович | Республика Коми | -2 |
14 | Комарова Наталья Владимировна | Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 0 |
15 | Зимин Виктор Михайлович | Республика Хакасия | -2 |
16 | Меркушкин Николай Иванович | Самарская область | 0 |
17 | Воробьёв Андрей Юрьевич | Московская область | -2 |
18 | Илюхин Владимир Иванович | Камчатский край | +1 |
19 | Кожемяко Олег Николаевич | Амурская область | +2 |
20 | Темрезов Рашид Бориспиевич | Карачаево-Черкесская Республика | -2 |
21 | Хамитов Рустэм Закиевич | Республика Башкортостан | +2 |
22 | Шпорт Вячеслав Иванович | Хабаровский край | +3 |
23 | Дрозденко Александр Юрьевич | Ленинградская область | +1 |
24 | Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович | Республика Дагестан | +6 |
25 | Турчак Андрей Анатольевич | Псковская область | -3 |
За истекший период состав первой группы изменился крайне незначительно. Перемещения внутри этого кластера, по большей части, подпадают под определение «случайных колебаний». Зато падение рейтинга Олега Ковалёва (Рязанская область), перешедшего во вторую группу исследования, оказалось демонстративно резким и динамичным. Перипетии его противостояния с мэром Рязани рассматривались в комментариях одного из экспертов ЦИК «Рейтинг», сопровождавших предыдущее по времени выхода исследование, посвященное мэрам столиц субъектов Российской Федерации.
Тенденцию последовательного ослабления позиций Олега Ковалёва не может затушевать высокая активность губернатора на медиа-поле (большие траты на которую и создание громоздкого регионального Министерства печати и информации прямо ставят ему в вину оппоненты). При этом, как показывают результаты местных опросов, многочисленные публикации в СМИ не оказывают на население положительного влияния. С учетом стремительного роста долгов регионального бюджета, которые уже сравнялись по размеру с самим бюджетом, выполнение социальных обязательств с каждым днем становится всё затруднительнее. В области началась настоящая кадровая чехарда. Буквально на днях, по публично озвученному требованию губернатора, в отставку подал глава администрации Рязанского района, приглашенный на эту должность сами же Олегом Ивановичем. И тут же из-за конфликта с губернатором в отставку подал глава администрации Рязани, который также был назначен по его приглашению. Вслед за этим в отставку с конфликтом ушла заместитель Олега Ковалева – Елена Царева. Все это явно не способствует нормализации ситуации. По оценке экспертов, губернатор, почувствовав, что под ним шатается кресло, начал сплеча рубить «гордиев узел». Сложно сказать, насколько такая политика была согласована с вышестоящими инстанциями. В любом случае, она достаточно опасна для положения самого Олега Ивановича.
Рязанского губернатора в первой группе сменил Рамазан Абдулатипов (Республика Дагестан). При этом внутреннее положение вверенной ему республики характеризовали крайне противоречивые тенденции. Тем не менее, по оценке экспертов, политические позиции Рамазана Гаджимурадовича в последние месяцы укрепились. Да и принятие Народным собранием в первом чтении законопроекта, отменяющего всенародные выборы глав муниципалитетов, в настоящее время играет на руку Рамазану Абдулатипову.
Губернатор Псковской области Андрей Турчак попал в число тех участников рейтинга, позиции которых подкосили перипетии вхождения в отопительный сезон. При том, что его регион был совсем неплохо готов к предстоящему похолоданию, злую шутку с жителями Пскова сыграла норма, согласно которой отопление не включается, пока среднесуточная температура воздуха не будет стабильно низкой в течение пяти дней подряд. Дожидаясь от небесной канцелярии пресловутой пятидневной стабильности, горожане изрядно промерзли в нетопленных, сырых помещениях. Данная коллизия дала оппозиции и недовольным гражданам повод обвинять в происшедшем своего только что избранного губернатора. Не добавили популярности губернатору и его идеи административного и финансового объединения учреждений культуры, музеев, библиотек Пскова. Против этих планов выступили авторитетные в городе деятели культуры, так же, как против планов губернатора по объединению муниципалитетов, высказались главы нескольких районов области. Тем не менее, общая динамика перемещений в лидирующей группе рейтинга настолько слаба, что и при таких неблагоприятных условиях Андрей Турчак сохранил в ней своё место.
Павел САЛИН
Политолог, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Аман Тулеев является практически последним губернатором-долгожителем, дошедшим до нас из кажущейся сейчас уже далекой ельцинской эпохи. Однако такое долгожительство — не результат случайного стечения обстоятельств, а следствие действительно незаменимости губернатора для Москвы. У нас многие представители губернаторского корпуса считали себя незаменимыми — вспомнить того же Юрия Лужкова. Однако поменяли — и ничего из ряда вон выходящего не произошло. Однако Аман Тулеев, в отличие от своих коллег-долгожителей, не «забронзовел», а по-прежнему активен, пытаясь не реагировать на вызовы, а просчитать их и пытаться предупредить. Самый последний пример — его реакция на трагедию в китайском Урумчи, после чего он поднял на уши всех чиновников, мало-мальски имеющих отношение к обеспечению безопасности на шахтах. Любой региональный чиновник, который избавляет Москву от существующей или потенциальной головной боли, очень Москвой ценится. Особенно в таком проблемном регионе, как шахтерское Кемерово — еще свежи в памяти воспоминания, как шахтеры внесли весомый вклад в крушение советского режима. Так что если бы не возраст, Аман Тулеев мог бы рассчитывать на пролонгацию полномочий практически при любой власти.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
Президент Фонда реальной политики, эксперт Академии военных наук
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров уже в первые месяцы пребывания в должности регионального главы показал свою способность эффективно решать насущные проблемы Ставрополья, вести конструктивный диалог с инвесторами, инициировать и успешно воплощать разумные идеи по развитию экономики края, в первую очередь – сельского хозяйства. Немаловажным фактором дебюта Владимира Владимирова на Ставрополье стало улучшение социальных показателей, а главное — снижение числа внутренних, в том числе, межнациональных, конфликтов. По сути, Ставропольский край получил руководителя, которого давно заслуживал, то есть способного превратить эту непростую территорию в житницу России, где было бы комфортно и безопасно жить и трудиться гражданам разных национальностей. Отсюда и резкий рывок Владимирова в предыдущем народном рейтинге губернаторов, где глава Ставрополья занял почетную для губернаторов-дебютантов 17-ю позицию. Значительный электоральный кредит доверия Владимирову подтвердился и высоким результатом, с которым он победил на сентябрьских выборах губернатора (88 процентов). Однако уже вскоре после этого Владимирову пришлось столкнуться с серьезными вызовами, которые получили общероссийский резонанс. Речь об известных драматических событиях в Минводах, подоплекой которых стало сложное переплетение криминальных, межнациональных и других проблем. К чести губернатора, ему удалось навести порядок твердой рукой, в соответствии с законом, но в то же время и по справедливости, что особенно замечаемо и ценно в глазах населения. Конечно, предпринятые Владимировым шаги по декриминализации вверенных ему территорий, нормализации жизни людей и обеспечению межнационального согласия – это лишь начало большой и трудной работы по социальному обустройству Ставрополья. Вместе с тем, очевидно, что проблемы, с которыми столкнулся губернатор Владимиров в Минводах, отнюдь не являются чисто ставропольскими, а представляют собой сложный набор годами не решаемых вопросов федерального масштаба. Казус, подобный тому, что случился в Минводах, мог с равной долей вероятности произойти в любой другой точке Российской Федерации с многонациональным составом населения. И, похоже, те структуры федеральной власти, которые непосредственно курируют такие вопросы, по-прежнему не застрахованы от повторения резонансного инцидента в других субъектах страны. По сути, Владимирову выпало принять на себя вызов, нацеленный против стабильности всей России. И ставропольский губернатор исполняет свою миссию более чем достойно, чем наряду с другими своими бесспорными успехами и заслужил дальнейшее продвижение в рейтинге губернаторов.
Анатолий КОРНЕЕВ
Кандидат политических наук, Директор Информационного агентства «Югра-Информ»
Я с сомнением отношусь к большинству т.н. «рейтингов». Особенно к тем организациям, которые, к примеру, медиа-активностью губернатора оценивают эффективность его деятельности и уровень доверия к нему жителей региона. Еще более сомнительными считаю данные интернет-голосований. Меня лично более убеждают данные социологических опросов, проведенные с соблюдением всех правил и тонкостей. Ну, а если быть до конца откровенным, я из тех, кто больше доверяют мнению самих людей, которое принято называть «Народным рейтингом». Кроме того доверяю собственному анализу и собственному ощущению «пульса жизни».
Что касается моей оценки четырехлетней деятельности Натальи Комаровой в должности Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и ее возможности баллотироваться на новый срок, то мнение уже сложилось.
Югорчане – особый народ, со своим менталитетом. Главное, что их отличает – здоровый консерватизм. В Югре не приемлют резких и революционных перемен, уважают людей последовательных в своих действиях.
Наталья Комарова, которую поначалу жители региона восприняли в штыки вследствие хамского по своей сути «смещения» экс-президентом России Медведевым бывшего Губернатора Александра Васильевича Филипенко, за эти годы посетила все муниципальные образования и населенные пункты автономного округа и прочувствовала чем и как живут люди, какие проблемы волнуют самые разные слои населения и бизнеса. Югорчане, на мой взгляд, поверили ей и сегодня вполне доверяют. Она слушает и, что немаловажно, слышит людей. И если в ближайшее время она сумеет избавиться от одиозных фигур в своем окружении, уверен, Наталье Владимировне можно смело идти на выборы.
С другой стороны, сегодня в обозримом политическом пространстве у нее нет достойных конкурентов. Те лица, которых называют разные СМИ в качестве возможных ее оппонентов, причисляются в большей степени к т.н. олигархам. А у таковых перспектив вызвать доверие у жителей Югры практически нет. Конечно, при условии проведения честных выборов.
Вторую группу рейтинга составили главы регионов Российской Федерации, занявшие места с 26 по 57.
№ | Глава субъекта РФ | субъект РФ | Динамика |
26 | Ерощенко Сергей Владимирович | Иркутская область | +2 |
27 | Шанцев Валерий Павлинович | Нижегородская область | 0 |
28 | Меняйло Сергей Иванович с 09.10.2014, с 14.04.2014 и.о. | Город федерального значения Севастополь | субъект впервые в рейтинге |
29 | Волков Владимир Дмитриевич | Республика Мордовия | 0 |
30 | Голубев Василий Юрьевич | Ростовская область | +3 |
31 | Орлова Светлана Юрьевна | Владимирская область | +5 |
32 | Аксёнов Сергей Валерьевич с 09.10.2014; с 14.04.2014 и.о. | Республика Крым | субъект впервые в рейтинге |
33 | Игнатьев Михаил Васильевич | Чувашская республика | +1 |
34 | Куйвашев Евгений Владимирович | Свердловская область | -2 |
35 | Морозов Сергей Иванович | Ульяновская область | -4 |
36 | Ковалёв Олег Иванович | Рязанская область | -16 |
37 | Наговицын Вячеслав Владимирович | Республика Бурятия | -2 |
38 | Митин Сергей Герасимович | Новгородская область | -1 |
39 | Городецкий Владимир Филиппович с 17 марта 2014. Сменил В.А.Юрченко | Новосибирская область | 0 |
40 | Бетин Олег Иванович | Тамбовская область | -2 |
41 | Миклушевский Владимир Владимирович | Приморский край | +1 |
42 | Печёный Владимир Петрович | Магаданская область | +1 |
43 | Коков Юрий Александрович с 09.10.2014; с 06.12.2013 и.о. Сменил А.Б.Канокова | Кабардино-Балкарская Республика | +1 |
44 | Островский Алексей Владимирович | Смоленская область | -4 |
45 | Ильковский Константин Константинович | Забайкальский край | +2 |
46 | Ястребов Сергей Николаевич | Ярославская область | -1 |
47 | Борисов Егор Афанасьевич | Республика Саха Якутия | -21 |
48 | Коньков Павел Алексеевич | Ивановская область | 0 |
49 | Кувшинников Олег Александрович | Вологодская область | -3 |
50 | Бочкарёв Василий Кузьмич | Пензенская область | +2 |
51 | Бочаров Андрей Иванович с 02.04.2014 Сменил С.А.Боженова | Волгоградская область | +11 |
52 | Маркелов Леонид Игоревич | Республика Марий Эл | -3 |
53 | Жвачкин Сергей Анатольевич | Томская область | -2 |
54 | Королёв Олег Петрович | Липецкая область | -4 |
55 | Берг Юрий Александрович | Оренбургская область | +1 |
56 | Груздев Владимир Сергеевич | Тульская область | -3 |
57 | Дубровский Борис Александрович с 15.01.2014 Сменил М.В.Юревича | Челябинская область | +4 |
Касательно этого кластера, в первую очередь следует отметить появление в нем на очень приличных местах двух «новобранцев» рейтинга, представляющих субъекты России расположенные на Крымском полуострове. За их счёт вторая группа увеличила свой объем с 55 до 57 позиций. Что, как уже отмечалось выше, привело к негативному изменению динамики для всех субъектов, расположившихся на более низких позициях, чем «крымчане». Благодаря уверенному восходящему тренду в группу вошли Андрей Бочаров (Волгоградская область) и Борис Дубровский (Челябинская область). Потенциал обеих этих регионов, безусловно, позволял им занимать существенно более высокие места, чем случалось в предыдущих исследованиях ЦИК «Рейтинг». При этом, по отношению к Челябинску мнение экспертов продолжает оставаться выжидательным, памятуя о недавно проведенной в столице субъекта глубокой административной реформе. Менее уверенно, в первую очередь за счёт увеличения состава группы, в ней появился другой представитель Урала – Юрий Берг (Оренбургская область). Стремительное падение в рейтинге Егора Борисова (Республика Саха Якутия) эксперты объясняют не только самими по себе ходом и результатами выборной кампании в регионе, но и весьма многими политическими нюансами, случившимися уже в послевыборный период.
Сергей СМИРНОВ
Политолог, Генеральный директор фонда «Прикладная политология», исполнительный директор филиала Клуба политического действия «4 ноября» (г. Ростов-на-Дону)
Нынешний ростовский губернатор Василий Голубев возглавляет область уже более четырех лет. И если в первое время многие воспринимали его как московского назначенца, то последние годы он воспринимается в области как «наш, ростовский».
Василий Юрьевич сумел быстро и достаточно аккуратно провести кадровые замены в областной администрации (характерный показатель – никто из уволенных министров и заместителей бывшего губернатора Владимира Чуба не перешел в оппозицию, ни в открытую, ни в скрытую). Не произошло и каких-либо противостояний между новым областным руководством и региональными элитами (конфликт губернатора с бывшим депутатом Госдумы и владельцем группы компаний АГРОКОМ Иваном Саввиди – исключение, которое только подтверждает это правило).
На всех прошедших федеральных и региональных выборах партия власти стабильно показывает традиционно хорошие результаты, причем даже в довольно неблагополучных шахтерских территориях. Сам же Василий Голубев во всевозможных рейтингах избираемости/выживаемости глав российских регионов в последние годы стабильно получает оценки не ниже четырех с плюсом. В самой области по данным различных социологических и экспертных опросов рейтинг губернатора не опускается ниже 60-70%.
Именно с ним и его лоббистскими усилиями связывают получение Ростовом права на проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, строительство хаба (узлового аэропорта) «Южный», возрождение идеи создания Ростовской городской агломерации (которая должна стать третьей по численности населения после Московской и Санкт-Петербургской). Весной-летом этого года ему удалось оперативно (не доживаясь помощи из федерального центра) решить проблему с украинскими беженцами.
По мнению большинства экспертов у Василия Голубева на предстоящих в сентябре 2015 года губернаторских выборах нет более или менее серьезных конкурентов (во всяком случае, сейчас). И практически при любых обстоятельствам, у действующего губернатора будут очень высокие шансы на победу.
Ефим ФИКС
Депутат, председатель Комитета по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления Государственного Совета Республики Крым
Если говорить о Сергее Аксёнове, то в первую очередь, я бы хотел подчеркнуть его человеческие качества. Это личность высоко порядочная, с непоколебимыми моральными устоями. Я лично знаю его уже много лет и могу засвидетельствовать: политические успехи, продвижение по «служебной лестнице», ни на йоту не изменили Сергея Валерьевича к худшему, не добавили даже тени чванства или неуважения к людям. Это человек достойный, человек замечательный. Настоящий патриот Крыма. Очень сильный, очень системный, ответственный политик, который знает, что необходимо делать, знает, как необходимо добиваться поставленных целей, имеет точное представление о ресурсах, которыми располагает и способен подобрать исполнителей для решения тех или иных задач.
В политической жизни нашего региона связка Главы Республики и Председателя Государственного Совета — это доминирующая позитивная сила. Сергей Валерьевич Аксенов и Владимир Андреевич Константинов работают в одной команде, совместно и очень успешно продвигают вперед наиболее важные общественные и социальные проекты. При этом, конечно, каждый из них занимается своим делом, на своем месте. Подобное единение и взаимное уважение очень важны. Эта связка двух сильных, самостоятельных политиков сыграла, в частности, немалую роль в возвращении полуострова, простите за высокий стиль, в родную гавань.
Если говорить о последних событиях, связанных с избранием на сессии Государственного Совета Сергея Валерьевича Аксенова на должность Главы Республики, то для всех нас это было, без преувеличения, эпохальным событием. Речь идет не только о самом факте такого избрания, состоявшегося, кстати, впервые в новейшей истории Крыма. Результат голосования 75 из 75 — самое яркое подтверждение роли и места Сергея Валерьевича в создании, становлении, введении в законодательное поле Российской Федерации нашей Республики. Вдумайтесь, Глава Республики в очень непростое время получил абсолютную поддержку, сто процентов из ста! В сухих цифрах результата голосования кроется огромная сила и мощь всенародного одобрения его действий.
То, что сделано за несколько месяцев, наверное, не знает история другого государства: было проведено весьма непростое и деликатное дело паспортизации населения; организованы своевременные выплаты гражданам заработной платы, пенсий, других социальных платежей; полным ходом осуществляется перевод на новые российские рельсы промышленности, курортной сферы, транспорта, связи.
Здесь я ещё раз хотел бы отметить подход Сергея Валерьевича к подбору и расстановке кадров. После своего утверждения в должности Главы Республики он заменил только двух министров, все остальные сотрудники остались на своих местах. Это свидетельство очень серьезного отношения к подбору команды. Люди, которые в неё попадают, должны соответствовать самым высоким требованиям, которые предъявляются в Российской Федерации. Это тоже талант — подобрать так команду, чтобы каждый человек был на своем месте.
Конечно, я не хотел бы рисовать радужную картину, — жизнь не бывает без проблем. Но главное сейчас не это. У нас, в рамках проведения дней Государственного Совета Республики Крым, осуществляются поездки депутатов по районам полуострова с целью изучения реализации предвыборных обещаний или, как в старые добрые времена говорили, исполнения наказов избирателей. Естественно, я лично регулярно принимаю участие в таких поездках, общаюсь с различными группами населения. За несколько месяцев, прошедших с исторического момента воссоединения Крыма с Россией, казалось бы, должны уже схлынуть эмоции. Но отношение крымчан к Сергею Аксенову, как к одному из лидеров воссоединения, продолжает оставаться очень позитивным. Особенно хочу подчеркнуть буквально переполняющее людей ожидание изменений к лучшему. И ожидания эти зиждутся не на пустом месте, не являются беспочвенными мечтаниями. Сегодня и учителя, и пенсионеры, все, с кем я лично встречался, говорят: «Да, жизненный уровень поднялся!». Буквально на днях на сессии Государственного Совета было принято сразу несколько законов, касающихся социальной поддержки различных категорий населения: многодетных семей, пенсионеров, детей, ветеранов труда. Все эти законы принимались единогласно. Все они резко поднимут уровень жизни очень многих крымчан. Причем тут уже работают не федеральные, а чисто крымские программы. Помимо этого, полным ходом идут практические работы, и вкладываются реальные деньги в решение проблем обеспечения водой нескольких районов Крыма; проводится масштабная работа по приведению в порядок, строительству детских садов, школ. Если говорить о производстве, о сфере бизнеса, здесь, конечно, есть определенные сложности, связанные с регистрацией, с лицензированием, но совершенно ясно, что эти сложности временные, решаемые. Но, стратегически, когда, например, встречаешься с директорским корпусом, то общее мнение, что уже сейчас намечается прогресс, идёт движение вперед, заключается множество договоров на перспективу, имеются заказы, нужно просто пройти какой-то путь, чтобы решить процедурные вопросы.
Крым уверенно движется к новой, более справедливой и достойной жизни.
В заключение хочу выразить благодарность сотрудникам ЦИК «Рейтинг», которые в свой рейтинг руководителей субъектов Российской Федерации впервые включили и Главу Республики Крым. При всей условности подобных сравнений, в силу различной объективной ситуации в различных регионах, безусловный практический интерес представляет собой возможность узнать мнение экспертного сообщества, — наиболее информированной и взвешенной в своих оценках части населения.
Андрей НИКИФОРОВ
Политолог, член Общественной палаты Республики Крым и Экспертного совета при премьер-министре Крыма
Высокий уровень поддержки Главы республики Сергея Аксёнова вполне реален. Однако следует заметить, что связан он отнюдь не с выдающимися достижениями на этом посту, для которых пока ещё и времени было недостаточно. Ведь с момента наделения Крыма статусом субъекта Российской Федерации прошло чуть больше семи месяцев, а от приставки «ВрИО» Аксёнов избавился только 9 октября. Его популярность всецело связана с событиями Крымской весны, когда назначенный в самый критический момент премьером Автономной Республики Крым Аксёнов сумел проявить лидерские качества и возглавить борьбу крымчан за реализацию своей старинной мечты, своеобразной «национальной идеи» — возвращения в Россию.
У Аксёнова сейчас нет явных врагов ни среди элит, ни в экспертном сообществе, и в масс-медиа. Даже в ходе избирательной кампании он, будучи №1 списка кандидатов в Госсовет республики от «Единой России», фактически находился вне критики. Оппоненты били по многим его однопартийцам, критиковали промахи и недостатки власти, но не ассоциировали этой критики с персоной крымского премьера. Даже наоборот, имелись попытки со стороны представителей других политических партий, участвовавших в избирательной кампании, продемонстрировать близость к Аксёнову, его личное расположение и даже поддержку.
Подобная эйфория имеет и негативную сторону: восторги в политике нередко довольно быстро сменяются разочарованиями, а удержать уровень доверия на нынешней заоблачной высоте – крайне сложно. Мало того, это придётся делать не с шашкой наголо, а демонстрируя эффективность – свою и своей команды – в качестве менеджеров, управленцев, хозяйственников. А в этом, как раз, ни у Аксёнова, ни у ключевых фигурантов его правительства особого опыта нет. Мало того, их усилия в хозяйственно-управленческой сфере на протяжении последних месяцев особых поводов для оптимизма не дают. Курортный сезон оказался фактически проваленным, угроза бесперебойному снабжению республики электроэнергией и водой не снята, цены на продукты и товары потребления растут вполне устойчивыми темпами, ни о какой экономической самодостаточности республики ни сейчас, ни в краткосрочной перспективе не может быть и речи.
Конечно, перечисленные проблемы в значительной степени носят объективный характер и решаются вовсе не только командой Аксёнова. Но в общественном мнении накопление проблемных тем, недовольство властью вполне могут в обозримом времени персонифицироваться в образе Главы/премьера республики – как сейчас он олицетворяет Крымскую весну. Это – вполне реальная угроза тому высочайшему уровню доверия первому лицу Республики Крым, который тоже является ресурсом власти и который, как и все остальные ресурсы, следует расходовать рационально, а не разбрасывать направо-налево.
Павел ИСАЕВ
Кандидат экономических наук, заместитель председателя Ярославской областной Думы
Губернатор Ярославской области является относительно новым лицом для губернаторского корпуса страны, отработав чуть более 2 лет. Регион достался Сергею Ястребову в крайне сложном политическом положении. На этапе его вступления в должность «Единая Россия» фактически перестала быть партией власти в регионе, получив на федеральных выборах самый низкий результат по стране и проиграв выборы мэра административного центра. Восстановить доверие к власти была одна из самых сложных задач Сергею Николаевичу.
Ястребов «свой» для региона человек, имеющий выстроенные деловые контакты как с политической, так и с экономической элитой региона. Он «свой» и для двух основных городов области, где живут две трети жителей региона – Ярославля, в мэрии которого проработал более 20 лет, и Рыбинска, где родился и вырос. Во многом именно этот фактор позволил ему получить доверие региональных и местных элит и мягкими шагами постепенно укрепиться во главе региона.
На посту Губернатора Сергей Ястребов проявил себя и как гибкий политик, и как уверенный управленец, хозяйственник. Принимая решения, он не рубит с плеча, учитывает мнения профессионалов, взвешивает все точки зрения. При этом он достаточно уверенно и настойчиво проводит изменения, как в экономико-бюджетной, так и в политической сфере. Он сторонится популизма и пиара, сосредотачиваясь на хозяйственной работе. Важно отметить его крайне аккуратную позицию в формировании собственной команды, которая в полном объеме только начинает оформляться. Такая тактика в отношении окружения позволила ему глубоко погрузиться в проблематику управления регионом и при этом не создать себе сильных оппонентов. Сергей Ястребов избегает публичных политических конфликтов, занимаясь их предотвращением.
Сергей Николаевич сумел выстроить эффективные рабочие отношения с ключевыми руководителями федеральных органов власти, благодаря чему регион активно включается в федеральные целевые программы. Не менее успешно у губернатора получается работа с инвесторами. При участии губернатора оборонные предприятия региона активно перехватывают заказы, ранее размещенные в Украине, растут инвестиции в фармацевтический и машиностроительный кластеры, ускоренными темпами развивается сельское хозяйство и туристическая инфраструктура.
При общей стабилизации общественно-политической ситуации в регионе наблюдается кризис легитимности исполнительной власти. Во многом это вызвано арестами мэров Ярославля и Рыбинска по обвинениям в нарушении антикоррупционного законодательства, и ряд последующих коррупционных скандалов. Данные аресты в регионе не связывают непосредственно с губернатором и больше ассоциируют с действиями федеральных правоохранительных органов. Более того, по итогам проверки Управления по противодействию коррупции Администрации Президента, проводившейся в октябре текущего года, к Губернатору не было высказано серьезных замечаний. Тем не менее, эти скандалы, равно как и многомесячное отсутствие легитимных руководителей крупнейших городов, негативно сказывается на притоке инвестиций, вызывает социальную апатию в обществе, и в целом ограничивает уровень доверия к власти в регионе, глава которого был избран депутатами областной Думы, а не напрямую населением. Данный фактор усугубляется наличием профессиональной оппозиции, которую в регионе консолидирует оппозиционный политик федерального уровня Борис Немцов, являющийся депутатом Ярославской областной Думы.
В силу отсутствия массовой избирательной кампании по выборам губернатора области, сама фигура Сергея Ястребова при общей лояльности элит для населения Ярославской области пока остается до конца нераскрытой. Рейтинг Сергея Николаевича является не сколько рейтингом личности, сколько рейтингом власти в регионе в целом. В оценках здесь можно опираться на результаты партии власти, которая в 2013 году на региональных выборах получила 42% голосов избирателей. При существующем кризисе легитимности улучшить положение могут только досрочные выборы.
Павел ЗАРУБИН
Политолог, депутат муниципалитета города Ярославля, директор Института развития города
Оценка деятельности глав регионов, сложная и обширная проблема, которую решают специалисты ЦИК «Рейтинг», требует учёта весьма многих нюансов. Ярославский губернатор Сергей Ястребов занимает свой пост два с половиной года. Он сейчас находится на своеобразном временном «экваторе», так как до официального истечения его полномочий в 2017 году остается сравнимый срок. Сергей Николаевич — один из последних назначенных глав субъектов Российской Федерации. Изначально он попал в крайне тяжёлую ситуацию. Я бы хотел напомнить, что в 2011 году «партия власти» получила на выборах с 29% голосов, что являлось самым худшим результатом по всей стране. В 2012 году «Единая Россия» проиграла выборы мэра города Ярославля, и яркий оппозиционный кандидат возглавил столицу субъекта. Это то, сразу скажем, печальное для главы региона наследие, которое получил Сергей Ястребов. Новому главе региона пришлось предпринимать спешные меры для выправления ситуации, для консолидации местной элиты. Консолидация эта проходила, во-первых, вокруг фигуры самого губернатора, как это и должно быть в любом регионе; во-вторых, вокруг партии «Единая Россия», в местном отделении которой прошло существенное содержательное и кадровое обновление, были внесены открытость и конкурентность во внутрипартийные процедуры. В результате «Единая Россия» получила в 2012 году по городу Ярославлю 41% голосов и две трети мандатов в Городской Думе; а в 2013 году 42% по партийному списку и 80% мандатов в Ярославской Областной Думе. Эти достижения фактически явились тем фундаментом, на котором стала выстраиваться вся политическая конструкция поддержки губернатора, поддержки, в конце концов, федерального центра. Рейтинг доверия к Сергею Ястребову, естественно, приобрел положительную динамику. Этот факт нельзя не отметить, особенно если вспомнить, что Сергей Николаевич был совершенно новым человеком для региональной элиты и не очень хорошо известен в области в целом. Рейтинг доверия ему на момент, когда он стал губернатором, был не высок. Эти два с половиной года и создание неких институциональных точек роста позволили существенно его увеличить. Сегодня он составляет, по различным оценкам, около 50%. Существенно вырос уровень доверия к институтам власти вообще, к президенту. Так, мы фиксировали в 2011-2012 годах некое падение уровня доверия в нашем регионе к фигуре Владимира Путина, понижающий тренд. Во многом это было связанно с тем, что деятельность достаточно популярного местного оппозиционного политика Евгения Урлашова носила резкий антипутинский характер. В унисон с ним работал, заезжающий к нам на гастроли, федеральный политик Борис Немцов. После того, как вскрылась коррупционная составляющая вокруг Евгения Урлашова, и все попривыкли к шоуменским выходкам Бориса Ефимовича, их влияние резко пошло на убыль. Кстати, окончательно обрушила авторитет Немцова в массовом сознании его позиция по Украине.
Закон политики об элитах и контрэлитах действует везде, поэтому бурление в местных элитах было, есть и будет. Особенности Ярославской области только усиливают данный процесс. По модели внутренних политических процессов, по результатам выборов мы всегда были близки Москве и Санкт-Петербургу, для которых характерна некая самостийность, проявления развитого гражданского общества, влияние некой контрэлиты, альтернативное видение текущей ситуации. В Ярославской области исторически это всегда было и имеет место быть. Достаточно часто такие особенности выливаются в некую деструктивную позицию. С другой стороны, самостоятельность отдельных депутатов, отдельных фракций по тем или иным вопросам, необходима для нормального течения политического процесса. Поэтому политическая жизнь в области должна базироваться на здоровой консервативной позиции, поступательном движения без резких рывков и шараханья, без завертывания гаек, которое приводит к обратному эффекту, который мы уже видели в 2011 году. С другой стороны, нельзя запускать систему в свободное плавание, отпускать вожжи и создавать некую неуправляемую ярославскую вольницу. Эта другая крайность, от которой мы должны уйти. Эта та задача, которую Сергей Николаевич Ястребов, как человек, максимально спокойный по характеру, как компромиссный, вполне способен решить. У него даже есть сложившийся образ доброго, народного губернатора, который, с моей точки зрения, очень подходит для наших условий.
Повторюсь, — сложно сравнивать губернаторов между собой. У всех разная ситуация, необходимо осознавать, какие были стартовые позиции, на какое «хозяйство» пришел тот или иной глава субъекта, грубо говоря, от какого дна кто отталкивался, и кто на каком фундаменте стоит. Некоторые из таких фундаментов создавались десятилетия, причем, не только действующими главами, но и их предшественниками. Я считаю, что для Сергея Николаевича Ястребова, который: а) назначен б) не прошел ещё избирательной кампании в) назначенный в область в очень тяжелый для неё момент, положение в середине таблицы ЦИК «Рейтинг», безусловно, позитивно. Сейчас социально-политическая ситуация в регионе лучше, чем была до прихода нынешнего губернатора. При этом, конечно, следует понимать, что любой рейтинг это, в первую очередь, только стимул для лучшей работы, на каком бы месте не находились в нем те или иные руководители. Ты впереди, — тебе нужно доказывать, что ты лидер, прилагать усилия, чтобы не потерять позиции; ты в конце, — тебе нужно подтягиваться.
Третья группа «Рейтинга губернаторов» предназначена для руководителей субъектов, занявших места с 58 и ниже.
№ | Глава субъекта РФ | субъект РФ | Динамика |
58 | Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич | Республика Ингушетия | -4 |
59 | Ковтун Марина Васильевна | Мурманская область | -1 |
60 | Кара-оол Шолбан Валерьевич | Республика Тыва | -5 |
61 | Михайлов Александр Николаевич | Курская область | -1 |
62 | Ситников Сергей Константинович | Костромская область | -5 |
63 | Богомаз Александр Васильевич с 09.09.2014 и.о. сменил Н.В.Денина | Брянская область | -22 |
64 | Карлин Александр Богданович | Алтайский край | -5 |
65 | Радаев Валерий Васильевич | Саратовская область | 0 |
66 | Жилкин Александр Александрович | Астраханская область | -2 |
67 | Орлов Алексей Маратович | Республика Калмыкия | 0 |
68 | Басаргин Виктор Фёдорович | Пермский край | -5 |
69 | Потомский Вадим Владимирович с 26.02.2014 Сменил А.П.Козлова | Орловская область | 0 |
70 | Толоконский Виктор Александрвич с 12.05.2014 Сменил Л.В.Кузнецова | Красноярский край | -2 |
71 | Хорошавин Александр Вадимович | Сахалинская область | -5 |
72 | Тхакушинов Асланчерий Китович | Республика Адыгея | -2 |
73 | Назаров Виктор Иванович | Омская область | -2 |
74 | Соловьёв Александр Васильевич с 19.02.2014 Сменил А.А.Волкова | Удмуртская республика | -1 |
75 | Бердников Александр Васильевич | Республика Алтай | -3 |
76 | Орлов Игорь Анатольевич | Архангельская область | -2 |
77 | Кокорин Алексей Геннадьевич с 14.02.2014 Сменил О.А.Богомолова | Курганская область | 0 |
78 | Белых Никита Юрьевич | Кировская область | 0 |
79 | Мамсуров Таймураз Дзамбекович | Республика Северная Осетия-Алания | -3 |
80 | Цуканов Николай Николаевич | Калининградская область | -5 |
81 | Худилайнен Александр Петрович | Республика Карелия | -2 |
82 | Шевелёв Андрей Владимирович | Тверская область | -1 |
Третью группу пополнили Юнус-бек Евкуров (Республика Ингушетия) и Шолбан Кара-оол (Республика Тыва). Но эти перемещения по рейтингу явно оказалось в тени последовательного нисходящего тренда глав Брянской области. Серьезная напряженность вокруг прежнего губернатора области Николая Денина существовала почти с самого момента его вступления в должность. Тем не менее, Николай Васильевич, тучи над которым перманентно сгущались, несмотря на все предсказания и ожидания, весьма прочно сидел в своем кресле, заслужив репутацию «непотопляемого». В исследовании ЦИК «Рейтинг», которое предваряло его снятие с поста, эксперты проявили изрядную долю проницательности, резко понизив его «котировку», — сразу на 16 позиций. В нынешнем рейтинге исполняющий обязанности губернатора Брянской области Александр Богомаз сбавил ещё 22 пункта. Не имея «бетонной» репутации своего предшественника, Александр Васильевич пока явно не может добиться принципиального изменения обстановки в регионе. В настоящий момент, даже в кругах, достаточно информированных и негативно настроенных по отношению к прежнему губернатору, общее настроение складывается не в пользу его преемника. Впрочем, с учётом очень незначительного периода, который Александр Богомаз находится в новом для себя положении, делать окончательные выводы о его дальнейших перспективах очень и очень рано. В любом случае, последнее слово здесь останется за Кремлём.
Владимир ГОРБАЧЁВ
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета, депутат Брянской областной Думы 4-го созыва (2004-2009 гг.).
Освобождение от своей должности в связи с утратой доверия Губернатора Брянской области Николая Денина – центральное событие 2014 года для региона. На мой взгляд, ушедшему руководителю так и не удалось решить ту задачу, которую он обозначил весной 2005 года в качестве коренной – «улучшение качества» региональной власти. Разумеется, остается открытым вопрос: возможно ли было решение этой задачи в условиях сложившейся в «нулевые» годы политической системы? На мой взгляд, вряд-ли. Основная причина этого – не в Николае Васильевиче, поскольку данная система не «заряжена» на решение такой задачи.
Назначенный исполняющим обязанности Губернатора Брянской области Александр Богомаз в качестве своих приоритетов также обозначил сходную по содержанию задачу — «работать по-новому». Это было сформулировано им 14 сентября в Обращении к жителям региона: во-первых, открытость и доступность; во-вторых, скромность и честность; в-третьих, — профессионализм в своей деятельности. Безусловно, все эти задачи выражают массовые социальные ожидания, в числе общих знаменателей которых (ожиданий – В.Г.) является, конечно же, борьба с коррупцией, очищение власти и повышение ее авторитета. В связи с этим возникает естественный вопрос: насколько последовательным и эффективным в своих действиях окажется новый руководитель региона? Какой сможет быть степень свободы действий Александра Богомаза в реализации обозначенных им приоритетов? На мой взгляд, новый руководитель региона будет (как это ни странно, на первый взгляд) значительно ограничен в своих действиях по улучшению качества региональной власти.
Его действия в данном направлении будут ограничены как «сверху» (интересы и воля т.н. «Кремля», партийная принадлежность Александра Васильевича и иные такого рода факторы), так и «снизу» (интересы региональных элит, связь Александра Богомаза с «родовым» бизнесом в регионе и иное). Отдельный ограничивающий фактор: Александр Васильевич – «доморощенный» политик, уже изначально и давно связанный с регионом и его обстоятельствами (в отличие, например, от Андрея Бочарова или Вадима Потомского в Волгограде и Орле, которые такой «доморощенностью» не связаны). Поэтому, на мой взгляд, интересам Брянщины более бы соответствовало назначение на должность Губернатора человека из другого региона, что лишало бы его необходимости в своих действиях оглядываться на интересы региональных элит и, соответственно, действовать более самостоятельно и радикально.
Кадровая политика Александра Богомаза на первой своей стадии (обновление Правительства области на уровне своих заместителей) производит неоднозначное впечатление. Складывается впечатление, что в своих кадровых решениях Александр Васильевич «озирается» по «сторонам», пытаясь «угодить» различным интересам. Как результат, сегодня формируется неоднородная, немонолитная управленческая команда, не связанная единым, общим стратегическим замыслом. Действия Александра Богомаза в плоскости кадровой политики уже вызывают неоднозначную, а нередко и критическую реакцию общественности, что наиболее заметно по социальным сетям и публикациями в региональной периодической печати.
Кстати говоря, после своего назначения Александр Васильевич еще не инициировал обсуждения важной темы – о Стратегии дальнейшего развития Брянской области. (Равно как вопрос о базовых ресурсах развития нашего региона). На мой взгляд, с этого надо было начинать. Это то, что тоже не смог реализовать его предшественник, хотя попытки и имели место в 2007-2008 гг., но в последующем данная тема как-то «зависла». Кроме того, на начальном этапе Александру Богомазу необходимо срочно восстановить в своем прежнем статусе Комитет по науке при областном правительстве (сейчас этот статус сведен до роли заурядного отдела в Департаменте по образованию) и в дальнейшей работе опираться на него, как на важный интеллектуальный ресурс.
Владимир ПАНФИЛОВ
Учредитель газеты «Орловские губернские ведомости», журналов «Статус Орёл», «Регион 57», ведущий аналитических авторских программ «Пресс код» и «Резюме» (г.Орёл)
Безусловно, каждый политик, как и вообще любая личность, состоит из сильных и слабых сторон. Если говорить о губернаторе нашей области Вадиме Потомском, то среди его сильных сторон я бы назвал умение достигать компромиссов, добиваясь при этом своих целей. Во время недавних выборов он показал, что является хорошим переговорщиком. С одной стороны, конечно, сильные фигуры его конкурентов были сняты с дистанции, что накалило обстановку, сделав её несколько нервной. Но, в тоже время, Вадим Владимирович провел эту заведомо непопулярную операцию в полном соответствии с нормами закона, вполне легитимно и даже не без договоренности с «пострадавшими» партийными организациями.
Вообще, с местными политическими организациями губернатор наладил неплохие отношения. Единственное исключение,- коммунисты, но здесь имеет место момент эмоциональный: у них были высокие ожидания, связанные со своими персоналиями. Ожидания эти пока не оправдываются, но, полагаю, и здесь ситуация будет достаточно быстро нормализована. Во всяком случае, в кулуарах обсуждается информация, что в скором времени кто-то из коммунистов пройдет в областное правительство на серьезный пост.
Насколько я могу судить, вполне неплохие рабочие отношения сложились у Вадима Потомского и с правоохранительными органами. Думаю, для губернатора это плюс.
По всему видно, что у Вадима Владимировича нет чванства, человек он, явно, не глупый. В хорошем смысле, губернатор — вполне доступный человек. Конечно, не «рубаха-парень», но если есть действительно серьезный вопрос или предложение, встречаться и обсуждать проблемы с ним вполне получается.
Наиболее проблемным местом у губернатора является его команда. Большим вопросом является само её наличие. В областном аппарате идёт постоянная бешеная перетряска кадров, многие покидают свои посты со скандалами. Тут далеко за примерами ходить не нужно: совсем недавно был арестован один из видных чиновников областного уровня Андрей Ёрш. Произошло это на следующий день после его увольнения с должности директора ключевого казенного учреждения «Орелгосзаказчик». Чиновника подозревают в том, что он, в составе организованной группы, обеспечивал «прикрытие» нескольких незаконных игорных заведений. За эти услуги он и два его коллеги якобы получили около 10 миллионов рублей. Правда, эпизод этот связан с Архангельской областью, где подследственный ранее трудился в качестве высокопоставленного сотрудника полиции по борьбе с экономической преступностью. К самому этому происшествию Вадим Потомский никакого отношения не имеет, однако подобный инцидент не может не наносить ущерба репутации губернатора.
Тут нужно учитывать, что у Вадима Владимировича нет необходимого управленческого опыта именно в роли высокопоставленного чиновника, все-таки он является выходцем из бизнеса.
Губернатор пока не нашел должного взаимопонимания с местными элитами, но это вполне естественно, потому, что он здесь недавно. Полагаю, со временем всё у него наладится.
В предвыборный период некоторые заявления губернатора были восприняты населением и экспертным сообществом, как чисто популистские. Были объявлены чрезвычайно амбициозные планы по восстановлению промышленности, при этом все были твердо уверены, что декларируются совершенно нерешаемые вещи. Тут нужно учитывать особенности предвыборного периода, — кто же во время кампании что-то лишнее не пообещает? Народ его просто не поймет.
Хорошо Вадим Владимирович воспринимается СМИ. Наличествует, конечно, медийная оппозиция, но, скажем так, никаких поводов «бить наотмашь» губернатор не давал. Но здесь у него имеются определенные недоработки. Например, как только Вадим Потомский пришел на должность ещё в статусе врио, он провел очень качественную пресс-конференцию, — большую встречу со СМИ, выглядел на ней вполне выигрышно, но почему-то дальше подобные мероприятия проводить перестали, что совершенно непонятно. Говорит губернатор хорошо, компетентно, быстро ориентируется в ситуации. Нет такого, знаете, как часто бывает, после заданного вопроса, некий высокопоставленный чиновник поворачивается к какому-нибудь заму, просит уточнений и разъяснений. Чувствуется, что Вадим Потомский всегда сам в курсе проблем области, знает, что происходит, в подсказках не нуждается. При этом ситуация сейчас объективно тяжелая, ясно, что денег никто не даст, нужно выкручиваться за счёт местных ресурсов, о таких инвестициях, которые два-три года назад шли, не говорю уже о пяти-шести, мечтать не приходится. Не смотря на это, в области доминирует настроение сдержанного ожидания позитива, связанное, в том числе, с фигурой нынешнего губернатора.
Глеб ЯРОВОЙ
Кандидат политических наук, исполнительный директор АНО «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека» (г. Петрозаводск)
Последовательно слабые позиции Главы Республики Карелия в исследовании ЦИК «Рейтинг» можно объяснить целым рядом объективных и субъективных, внешних и внутренних, факторов.
Базовой причиной низких оценок и неудовлетворительного рейтинга Александра Худилайнена следует считать слабые показатели и негативные тенденции социально-экономического развития республики, а также отсутствие перспектив их изменения к лучшему. Я склонен отнести это не столько к недоработкам собственно губернатора и его команды, сколько к общероссийским тенденциям замедления экономического роста.
Здесь имеют значение и негативные для регионов изменения в налоговом законодательстве (создание консолидированных групп налогоплательщиков), и последствия мирового экономического кризиса (снижение спроса на продукцию, производимую карельскими предприятиями), и сложности в сфере международного сотрудничества (в т.ч. санкции в отношении России и российские «антисанкции»).
Отдельная проблема, которая негативно сказывается на рейтинге Главы Республики, – вялотекущий процесс подготовки Федеральной целевой программы социально-экономического развития Карелии, широко разрекламированной в 2013 году, но пробуксовывающей в 2014 году, в том числе в связи с сокращением затрат на масштабные проекты в результате переноса значительной части федеральных средств в Крым.
К субъективным факторам, негативно сказывающимся на рейтинге (и имидже) главы Республики, следует отнести непопулярную кадровую политику, в результате которой большинство важнейших позиций в структуре регионального управления заняли так называемые варяги, выходцы из соседней Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Губернаторская команда «эффективных управленцев» не смогла продемонстрировать заявленную эффективность, в первую очередь – в сфере привлечения иностранных инвестиций, которая была объявлена одним из главных приоритетов регионального развития. Во всяком случае, заявления о том, что инвесторы «выстроились в очередь», так и остались фигурами речи, не воплотившись в реальность.
Не смог действующий губернатор заручиться безусловной поддержкой в Законодательном собрании Карелии. Оно было сформировано еще до прихода в карельскую политическую жизнь Александра Худилайнена, но он так и не наладил конструктивного взаимодействия с большинством парламентариев, не оправдывал «кредит» доверия, который ему «выдали» некоторые влиятельные фракции, в частности, справедливороссы.
Не добавляет бонусов главе республики и затяжной конфликт с администрацией карельской столицы. Несмотря на то, что противостояние «города» и «республики» является давней политической традицией, в настоящее время, как представляется, общественность Петрозаводска больше симпатизирует мэру города Галине Ширшиной, что играет не в пользу Александра Петровича.
Единственный ресурс поддержки положительного имиджа губернатора – «этнический»: ингерманландские корни и финская фамилия. Однако в условиях сокращения в Карелии населения с финно-угорскими корнями (по последней переписи населения доля карелов, финнов и вепсов составляет менее 10% жителей республики), а также низкого уровня региональной идентичности населения, этот ресурс фактически не работает.
Улучшению имиджа могли бы помочь выборы, но у Главы РК, как представляется, нет достаточной уверенности в том, что он их выиграет, что будет оказана необходимая поддержка «сверху», поэтому вряд ли в ближайшее время они состоятся. Вместе с тем, и альтернативы Александру Худилайнену в общем-то нет, поскольку на региональном уровне нет лояльных центру политиков, которых можно «раскрутить» в короткие сроки и без видимых проблем обеспечить победу на губернаторских выборах.
Хочется подчеркнуть, однако, что проблемы Главы Карелии – не уникальны. В условиях общего ухудшения ситуации в сфере экономики, падения курса рубля, усиления инфляции и, как вероятное следствие, снижения уровня благосостояния населения, на регионы фактически перекладывается ответственность за непопулярные решения, главным ответчиком за которые останется губернатор. Поэтому существенное улучшение позиций Александра Худилайнена (как в рейтинге губернаторов, так и в общественном мнении Карелии) в ближайшие месяцы маловероятно.
Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»
(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать полученные результаты, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов, высказать свой взгляд на положение дел во вверенном ему регионе)
Сергей МЕНЯЙЛО
Губернатор Севастополя
В наследство от Украины нам достался город достаточно в плачевном состоянии. Некогда мощнейшая промышленная база (судоремонт и судостроение, радиоэлектроника, рыбодобывающая промышленность и др.) практически уничтожена — заводы разграблены, высококвалифицированные специалисты либо уехали за рубеж, либо вынуждены торговать на рынках, чтобы прокормить свои семьи.
В общем, Севастополь – это гигантский пласт работы в направлении восстановления промышленного потенциала, вывода экономики на уровень устойчивого прогрессивного развития, построения надежной системы социальной защиты населения.
Первый этап – стабилизация обстановки и снятие социальной напряженности мы уже прошли. Восстановили и продолжаем развивать финансовые институты. Приступили к построению фундамента под создание промышленной базы на основе Корпорации развития Севастополя, к реанимации сельскохозяйственного производства, к обеспечению социальных государственных гарантий для жителей Севастополя, более 60% из которых имеют статус пенсионеров.
Нужно сказать, что севастопольцы – народ мужественный и работящий, но главное их достоинство – это безмерная любовь к своему городу. Кроме того, каждый из нас понимает, что за нами стоит Москва, что у нас мощная поддержка в лице всей России и нашего Президента Владимира Путина. С одной стороны – это вселяет в нас еще больше уверенности в своих силах, с другой – это огромная ответственность, ведь нам доверяет вся Россия.
Убежден, что в ближайшие 5-10 лет Севастополь и Крым станут национальной гордостью России по уровню своего развития и качества жизни населения.