Старт работы Турчака в Республике Алтай: проактивная позиция врио и предвыборное положение дел
Возглавление врио губернатора (в данном случае Республики Алтай Андреем Турчаком) партийного списка на выборах в региональное Заксобрание – это далеко не новая практика. Для ЕР тактика паровозов – это уже давно испытанный и часто используемый прием. Кому еще становиться номером один в списке, как не бывшему федеральному партийному лидеру? С учетом того что на выборах в Эл Курултай традиционно высокая конкуренция – местные игроки в республике активно борются за власть, в регионе есть протестный потенциал и сильная оппозиция. – такая конфигурация предпочтительна как для снижения турбулентности, так и для консолидации вокруг фигуры нового врио. В итоге это может помочь ЕР улучшить результат 2019 года.
Что касается впечатлений и ожиданий. Бывшего главу республики Олега Хорохордина воспринимали как не особо открытого, пассивного политика и руководителя. Здесь контраст очевиден: Андрей Турчак сразу занял проактивную позицию, соответствующую образу публичного политика и современного управленца с серьезным федеральным бэкграундом. От него ждут открытости и результативной активности. С первым пока Турчак в запрос попадает. Жителей республики на фоне последних событий беспокоят два вопроса: потеря субъектности и слияние с Алтайским краем плюс активное развитие туризма, потенциально способное разрушить региональную экосистему. Врио на старте сработал на снятие инфорисков, протранслировав два важных тезиса. Первый о том, что про объединение регионов речь не идет. Второй – что инвесторам, несмотря на их вес и статус, никто не даст возможность нарушать баланс между экономическими выгодами, интересами местных жителей и экологией.
В лице Турчака регион получает мощнейшего лоббиста. В перспективе развития проекта «Сила Сибири», который обретает стратегическое значение в текущей геополитической реальности, Андрей Турчак – именно та фигура, которая может говорить на равных с «Газпромом» и другими крупнейшими федеральными игроками. В перспективе развития туркластера, участия Сбера и других Турчак сможет стать гарантом баланса между интересами госкорпораций и местных игроков как опытный политик, способный выстраивать отношения между разными группами и разрешать конфликты.
Однако есть ряд проблемных зон, которые намного понятнее и ближе для жителей, потому что напрямую касаются быта. Например, мусор. В январе – ноябре 2023 года доля утилизированных отходов, отобранных после отдельного сбора и сортировки, в Республике Алтай оказалась равной 0%. В связи с этим возникает вопрос, как можно комплексно развивать туризм, если регион в аутсайдерах и в Сибири, и в России по утилизации отходов? С мусорной темой и другими проблемными вопросами у Хорохордина разобраться не получилось, а теперь этот рисковый портфель переходит новому врио, притом что для демонстрации осязаемого результата (до выборов) остается совсем немного времени.
Турчаку и его команде необходимо тщательно проработать содержательную повестку и сформировать понятный для людей образ будущего, соблюдая баланс, которого не смог добиться Олег Хорохордин. В национальных республиках, как правило, этот баланс всегда очень хрупок. Турчаку придется вникнуть в нюансы местной клановой политики, демонстрируя не только жестокость, но и определенную гибкость в плане политического менеджмента. Сейчас Турчак начал по классике, с шагов, которые должен сделать каждый врио: проехать по всем районам региона и погрузиться в проблематику каждого из них, сформировать программу из предложений жителей.
Непонятна конфигурация избирательного бюллетеня. Пока единственным известным соперником врио остается руководитель регионального отделения КПРФ Виктор Ромашкин. Однако при любом раскладе Андрей Турчак – реальный претендент на победу в губернаторской кампании. При всех текущих сложностях кандидат однозначно избираем, причем, вероятнее всего, с оптимальным результатом. Одна из главных задач для достижения результата – консолидировать лидеров общественного мнения и выстроить отношения с местными элитами.