Выборы-2015: две стратегии Кремля
Грядущий год готовит нам весьма интересный цикл региональных выборов. На все вкусы. Кроме избрания глав в 14 субъектах Федерации предстоит обновить более 10 региональных парламентов и выбрать мэров в нескольких областных и краевых центрах. Пока это минимальный набор, но к «досрочникам», отставив «по утрате доверия» Денина, уже подключили Брянскую область, а многие губернаторы, полномочия которых заканчиваются за горизонтом-2015, делают довольно решительные заявления о собственных выборах раньше отмерянного им срока. Пока достаточно сложно сложить мозаику будущих губернаторских выборов целиком, но, если верить просачивающимся слухам из администрации Президента, там обсуждаются две концепции, смысл которых сводится к выбору модели обновления всей российской власти к 2018 году.
Согласно одной версии, на Старой площади считает выборы губернаторов фактором, способным помешать выборам в Госдуму в 2016 году, так как может сработать логика «своя рубашка ближе к телу»: главы регионов будут относиться к избранию депутатов ГД по остаточному принципу, что с учетом введения смешанной системы грозит утратой провластного большинства в будущей Думе.
Другая логика основана на том, что ведение параллельных кампаний пойдет на пользу, и к 2018 году должна быть полностью укомплектована региональная и федеральная исполнительная и законодательная вертикаль, чтобы ничто не отвлекало региональную и местную власть от главных выборов в стране.
Стоит отдать должное власти: при подведении итогов 2014 года Администрация президента достаточно объективно оценила результаты. Отрадно, что кроме поздравлений новоявленным «избранцам» из уст федеральных чиновников прозвучали заслуженные упреки и за странно высокий процент досрочно проголосовавших, и за иные местные новшества. Заданы и параметры, по крайне мере Вячеслав Володин их обозначил весьма четко, сказав, что 3-4% досрочно проголосовавших — это приемлемо, тогда как более 10% пришедших голосовать ранее положенного срока вызывают сомнения.
Пока Кремль в раздумьях, региональные СМИ наполняются публикациями, в которых фигурируют, порой самые экзотические версии о перспективах губернаторских кампаний. Безусловно, на первом плане это субъекты Федерации, в которых выборы пройдут в следующем году. Пока все свидетельствует о том, что в большинстве «плановых» регионов сценарий избирательных кампаний будет ремейком происходящего в текущем году. Иначе говоря, не предполагается качественной конкуренции, а сами кампании сведутся к плебисцитному голосованию о доверии кремлевским выдвиженцам. Более интересными будут баталии на дальних подступах к голосованию — на этапе назначения врио губернаторов.
Показателен, например, Ямало-Ненецкий округ, где ведущими акторами политики являются «Газпром», «Новатэк» и «Роснефть». Действующему хозяину Ямала, связанному с «Новатэком», придется непросто в борьбе с "газпромовцами", которые могут предпринять определенные усилия для восстановления контроля над регионом, как это было в бытность губернаторства Юрия Неелова.
Нельзя считать однозначно предрешенным переназначение губернатора Калининградской области Николая Цуканова. По крайней мере, информационные атаки против него следуют одна за другой. Впрочем, Цуканов достаточно успешно защищается, что признает даже такой давний его оппонент, как депутат олбдумы Соломон Гинзбург.
В Ростовской области, где почти 20 лет губернаторствовал Владимир Чуб, которого сменил Василий Голубев давно, назревает конфликт между старой «чубовской» элитой и назначенцами Голубева. Отражением этого стала в свое время победа эсера Владимира Прасолова на выборах мэра Таганрога, второго по значению города после Ростова. Удастся ли старой элите выдавить из области Голубева с командой, не уверен, но элитная борьба в этом важнейшем регионе российского Юга может сопровождаться весьма любопытными поворотами.
И все же пока ничто не предвещает ни в одном из "плановых" регионов механизма смены власти иного, чем по велению Кремля. Иначе говоря, пик остроты будущих выборов будет приходится не на электоральный цикл, а на подготовительный этап, который начнется в начале года.
Экспертное сообщество, как регионального, так и федерального уровня обсуждает количество регионов-досрочников в следующем году. Многое будет зависеть от того, какую из двух стратегий выберет Кремль в качестве базовой. Если будут исходить из того, что нужно максимально разгрузить федеральные выборы, тогда к плановым выборам добавится как минимум большая часть регионов, а которых сроки полномочий их глав заканчиваются в 2016 году. К «досрочникам» можно причислить Камчатский край, Ульяновскую и Тверскую области, где сложилась непростая социально-экономическая ситуация и присутствует угроза раскола элит. Возможно, раньше срока пройдут выборы в Тульской области, хотя основания тут могут иные, одно из которых — электоральная значимость области.
Из числа регионов-2017 перенести выборы на следующитй год Кремль может в Ярославской, Архангельской, Свердловской областях, а также в Ханты-Мансийском АО и Пермском крае. Это минимальный набор. Однако представляется, что он будет расширен за счет "сложных" регионов, а также тех, где проживает значительное количество избирателей (таков, например, Краснодарский край, что стоит в плане на 2017 год; электоральный вес региона может стать наряду с другими критериями одним из определяющих при принятии решения о «досрочности»). Введение смешанной системы выборов в Госдуму создает неплохие возможности использования губернаторских выборов для предварительной раскрутки будущих одномандатников. Этим будет пользоваться и оппозиция. Так, общественность Пермского края была ошарашена явлением в регион экс-депутата Госдумы Виктора Похмелкина, сделавшего на своей — изрядно его подзабывшей — малой родине решительные заявления о своих губернаторских амбициях.
В других регионах также заметна первичная политическая динамика. Последнее обстоятельство представляется очень важным. После думских выборов оно может существенно повлиять на политический пейзаж.