В Кемеровской, Курской и Тульской областях врио стали вице-губернаторы: почему в регионы не прислали «варягов»?
Президент РФ Владимир Путин назначил пятерых врио губернатора в регионы, чьи главы перешли в новое правительство или администрацию главы государства. В трех из этих субъектов – Кузбассе, Курской и Тульской областях – врио стали не «варяги», а первые заместители губернаторов – Илья Середюк, Алексей Смирнов и Дмитрий Миляев соответственно. Почему именно в этих регионах экс-губернаторам разрешили оставить преемников и сохранят ли они таким образом влияние в субъектах – расскажем в сюжете.
Кто новые врио?
Указом президента врио губернатора Кемеровской области назначен Илья Середюк. До назначения он занимал пост первого замгубернатора – председателя правительства Кузбасса. Середюк – уроженец Кемеровской области, в разные годы работал главой Кемеровского района, мэром Кемерова, заместителем губернатора. Эксперты РК называли его кандидатуру весьма вероятной на пост врио и отмечали, что в Кузбассе практически у любого назначенца не возникнет проблем на выборах.
Напомним, экс-глава Кузбасса Сергей Цивилев перешел на пост министра энергетики РФ.
Похожая карьера сложилась у Дмитрия Миляева в Тульской области. Он уроженец теперь возглавляемого им региона, занимал должность главы администрации Тулы, работал замминистра и министром сельского хозяйства, зампредседателя правительства Тульской области, а затем первым вице-губернатором. Сегодня указом президента назначен врио губернатора. Эксперты РК рассказывали, что у Миляева безупречная репутация и в случае назначения на пост врио ему не придется вникать в курс дела – он сразу без сбоев сможет руководить регионом.
Бывший губернатор Тульской области Алексей Дюмин стал помощником президента РФ.
В Курской области на пост врио главы назначен Алексей Смирнов, первый заместитель губернатора – председатель правительства региона. Смирнов родился не в Курской, а в Брянской области, но часть карьеры строил в регионе, который возглавил. В 2004–2010 годах он был замглавы Курска. Затем переехал в Московскую область, где руководил администрацией Сергиева Посада, а после работал заместителем министра строительного комплекса региона. В ноябре 2018 года вернулся в Курск на пост замгубернатора, а в 2021-м стал вице-губернатором. Собеседники РК прогнозировали приезд в регион «варяга» на пост врио губернатора, особенно учитывая непростую ситуацию Курской области, граничащей с Украиной, но подчеркивали, что любому руководителю придется сразу брать все рычаги и ответственность на себя.
Ранее возглавлявший регион Роман Старовойт был назначен министром транспорта РФ.
Назначения замов как следствие успешной политики
Вице-президент РАПК Петр Быстров обращает внимание, что обычно «варягов» в регионы присылают в случаях, когда результатами работы бывших губернаторов не удовлетворены ни жители, ни Кремль. В данном же случае речь идет о губернаторах с хорошими рейтингами и весомыми результатами деятельности, поэтому оставлены у руководства команды, которые работали в регионах последние годы.
«Можно сказать, что Курская, Кемеровская и Тульская области остались на попечении тех губернаторов, которые ушли на повышение, «одним глазом» они будут продолжать курировать работу своих преемников. При такой модели экс-главы регионов сохранят свое влияние», – комментирует Быстров.
Профессор кафедры политического анализа социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Нечаев считает, что назначениями заместителей губернаторов на посты врио глав в Тульской, Кемеровской и Курской областях президент выравнивает баланс в губернаторском корпусе в сторону местных кадров, а не «варягов». После таких рокировок, отмечает эксперт, в регионах сохранятся преемственность политического курса, основная команда. Кроме того, ниже вероятность возникновения трений с местными элитами.
«Ушедшие губернаторы сохранят влияние в регионах, но они не будут «душить в объятьях» тех, кто пришел им на смену. Я думаю, что у Дюмина, Старовойта и Цивилева будет достаточно мудрости, чтобы не подвергать жесткой опеке тех, кто пришел после них, чтобы дать им возможность самим принимать решения. Такая опека создает только трудности», – заключает Нечаев.