Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в марте 2024 года
1. Федеральная политика в отношении регионов
1. В марте-начале апреля 2024 года Кремль сделал особый акцент на мероприятия по обсуждению проблем безопасности — можно выделить проведение заседания коллегии ФСБ, а также расширенных заседаний коллегий Генпрокуратуры и МВД.
Владимир Путин в ходе этих мероприятий вновь обратил особое внимание на необходимости реагирования на нарушения прав россиян. Например, когда в ходе заседания коллегии Генпрокуратуры президент заявил о необходимости «усилить работу по целому ряду ключевых направлений», отметив, что «прежде всего речь идет о защите трудовых, социальных, жилищных, других прав граждан». Такой акцент может предполагать более плотное внимание федеральных силовых ведомств к работе социальных блоков региональных администраций и руководства бюджетных учреждений социальной сферы — возможно, с проведением новых резонансных расследований в отношении профильных чиновников в течение второй половины 2024 года.
Дополнительные задачи могут появиться у руководства субъектов (прежде всего включающих в свой состав крупные города), где высока численность мигрантов — в рамках политики по предотвращению влияния на такие общины криминальных синдикатов и зарубежных спецслужб. На этом президент, в частности, акцентировал внимание в ходе коллегии МВД. Высока вероятность того, что крупные криминальные скандалы с участием мигрантов и выявление исламистских радикальных групп на местах могут привести к более жесткой реакции федерального центра на недоработки региональных властей в течение 2024 года.
2. Можно ожидать дальнейшего усиления влияния федеральных структур на развитие регионов, в которых находятся ключевые звенья международных транспортных коридоров. Показателен в этом смысле указ президента о создании АО «Север — Юг» с передачей в его уставной капитал 100% акций Махачкалинского морского торгового порта. В перспективе 2026-2030 годов такой тренд может привести к более активному переходу управленцев, положительно проявивших себя при работе на подобных проектах, на губернаторские посты в геостратегически значимых регионах.
Безусловно, развитие проходящих через Россию транспортных коридоров может стать одной из ключевых тем ПМЭФ-2024, в том числе в контексте создания условий для роста объемов агроэкспорта. Тема развития АПК подробно обсуждалась в рамках встречи президента с работниками отрасли при участии министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева в ходе мартовской рабочей поездки главы государства в Ставропольский край.
3. Очевидно, что формулирование новых задач региональной политики Кремля на перспективу до 2030 года активно продолжится в течение 2024 года, особенно в первые месяцы после формирования нового состава правительства. К этой работе, вероятно, будут активно привлекаться главы наиболее экономически значимых регионов. Можно ожидать, например, активного привлечения к такой работе руководства субъектов с наибольшими темпами промышленного роста (например, подобные темы вновь затрагивались в ходе рабочей встречи Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным в марте 2024 года), наиболее перспективных территорий Арктической зоны, а также представителей губернаторского корпуса, ранее выступавших с инициативами в сфере межбюджетных отношений. Примечательно, что тема необходимости списания субъектам значительной части задолженности по бюджетным кредитам, которую ранее в качестве главы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» активно продвигал губернатор Челябинской области Алексей Текслер, получила дальнейшее развитие в февральском послании президента Федеральному собранию.
2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1. Важным фактором изменения внутриэлитного баланса в регионах становятся инициированные Генпрокуратурой судебные процессы с требованием об изъятии крупных активов в пользу государства. В 2022-2023 годах наиболее значимыми объектами таких процессов оставались предприятия, связанные с оборонной сферой (одно из резонансных дел касалось, например, «Ростовского оптико-механического завода»), химической промышленностью («Воронежский оргсинтез», «Соликамский магниевый завод»), а также объекты ТЭК (скажем, «Коми энергосбытовая компания») и транспортной инфраструктуры (Калининградский морской торговый порт).
Обращение Генпрокуратуры в Центральный районный суд Челябинска с иском об обращении в доход государства акций АО «Макфа» (одного из крупных игроков в сфере пищевой промышленности), а также существенное увеличение суммы по иску о взыскании «неосновательного обогащения» с экс-владельцев промышленной группы Челябинского электрометаллургического комбината и владельцев «Группы компаний Ариант» (крупного игрока на рынке винодельческой продукции) могут свидетельствовать о том, что такой тренд может оказать влияние на внутриэлитный баланс не только в индустриальных регионах и ключевых логистических узлах, но и в субъектах, где одной из значимых отраслей экономики является АПК. Так, ГК «Ариант» принадлежат значительные активы в Краснодарском крае.
2. Уже в ближайшей перспективе такой курс будет предполагать дальнейшее ослабление целого ряда представителей «старых» элит на местах и укрепление позиций команд губернаторов, до назначения в соответствующие регионы в качестве врио в период с 2018-2023 годов строивших свою карьеру в других субъектах или на федеральном уровне. Ярко выраженным примером является Челябинская область, где проводимая политика означает принципиальное ослабление влияния групп, связанных с экс-главой региона Михаилом Юревичем и бывшим депутатом Госдумы Вадим Белоусовым, в целом с традиционными «грандами» влияния в регионе.
В долгосрочной перспективе этот тренд может стать дополнительным мотивом для представителей «старых» элит, которые в настоящее время не находятся в сфере внимания Генпрокуратуры, повысить свою политическую субъектность — например, активизировав продвижение представителей близких к ним групп влияния в заксобрания в 2024-2025-м и, возможно, в Госдуму в 2026 году.
3. Замечание Владимира Путина в ходе коллегии Генпрокуратуры в марте 2024 года о том, что в ряде случаев политика этого ведомства в сфере обращения активов в доход государства может быть оправдана, но нельзя допускать злоупотреблений в подобных вопросах, может предполагать более жесткий контроль за сотрудниками ведомства, решающими подобные задачи. Это может означать усиление влияния на региональную политику — в рамках соблюдения межведомственного баланса — и других силовых и проверяющих структур, например, ФСБ и Контрольного управления президента.
4. Целый ряд резонансных расследований в отношении представителей региональных и местных элит в марте может предполагать усиление в течение 2024 года нескольких векторов антикоррупционной политики.
Во-первых, с учетом кадровой перезагрузки правительства в мае 2024 года новые антикоррупционные расследования могут коснуться региональных подразделений федеральных ведомств. Началом такого тренда вполне может быть задержание главы Департамента социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития Игоря Храновского.
Во-вторых, может возрасти внимание силовых структур к управленцам муниципального уровня — отметим задержание и.о. мэра Тулуна (Иркутская область) Елены Абрамовой в связи с уголовным делом по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 (мошенничество) и ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). В зоне риска — муниципальные чиновники из тех регионов, где в 2024 года произойдет смена губернаторов, а также субьектов, где — в том числе в связи с ослаблением влияния «старых» элит — будут происходить существенные изменения внутриэлитной конфигурации.
Наконец, в-третьих, с учетом приоритетного внимания Кремля к вопросам строительства, а также модернизации транспортной инфраструктуры, сохраняется повышенное внимание правоохранительных органов к региональным чиновникам, курирующим вопросы стройкомплекса — прежде всего, в субъектах, руководство которых пользуется лишь крайне ограниченным федеральных влиянием. В связи с этим можно отметить, например, задержание бывшего вице-премьера Чувашии Павла Данилова, а также компании «АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» Алексея Антонова.
3. Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды апреля-мая 2024 года
1. В ближайшей перспективе можно ожидать сезонной волны ротаций в губернаторском корпусе. При этом — с учетом утверждения нового состава правительства после инаугурации Владимира Путина — заметная часть таких перестановок может произойти именно в мае-июне 2024 года (с возможным переходом части федеральных кадров на посты врио губернаторов, а некоторых глав регионов — в руководство центральных ведомств).
Риск отставки на уровне выше среднего характеризует глав ряда протестных регионов — например, губернатора Забайкальского края Александра Осипова и главу Республики Алтай Олега Хорохордина, а также губернатора Оренбургской области Дениса Паслера. Риск отставки среднего уровня характеризует руководство субъектов с системными социально-экономическими проблемами — например, губернатора Курганской области Вадима Шумкова и главу Ингушетии Махмуда-Али Калиматова.
2. Учитывая существенные объемы осадков в целом ряде регионов в зимний период, резонансной проблемой апреля 2024 года станут весенние паводки. Можно предположить, что результативность подготовки к сезону паводков, а также природных пожаров, и оперативность реагирования на связанные с этим проблемы может повлиять на дальнейшие перспективы губернаторов, позиции которых в данный момент неустойчивы. Кроме того, по итогам сезона паводков (то есть в конце апреля-мае 2024 года) не исключены перестановки среди чиновников на уровне субъектов, курирующих реагирование на чрезвычайные ситуации, а также в региональных управлениях МЧС.
3. Теракт в «Крокус Сити Холле» усиливает запрос на более плотное взаимодействие между региональными управлениями силовых ведомств, а также такими структурами и властями субъектов. Можно ожидать дальнейшей активизации работы Совета безопасности по проведению мероприятий для обсуждения рисков в сфере безопасности для наиболее уязвимых в этом отношении геостратегических территорий. Еще до теракта состоялось совещание по вопросам безопасности регионов Северо-Кавказского федерального округа под председательством секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. Кроме приграничных регионов и национальных республик Кремль может проявить особое внимание к рискам для регионов, имеющих особое значение для сферы ТЭК. В связи с этим, в апреле-мае 2024 года вероятно усиление внимания федеральных властей к мерам защиты нефтегазовых кластеров в Приволжском и Уральском федеральных округах (не только НПЗ, но также месторождений и трубопроводной инфраструктуры) — возможно, с возложением дополнительных функций в этой сфере на полпредов президента. Отметим, например, акцент на вопросах безопасности в ходе прошедшего в конце марта 2024 года оперативного совещания с главными федеральными инспекторами полпреда в УрФО Владимира Якушева.
4. Обсуждение вероятности визита Владимира Путина в КНР в мае 2024 года предполагает дальнейшее усиление российско-китайского взаимодействия и на межрегиональном уровне, что предполагает внимание Кремля как к регионам Дальневосточного федерального округа, так и к ключевым логистическим узлам транспортных коридоров, ведущих в Восточную Азию. Снова в фокусе — строительство моста через Волгу в Самарской области в рамках развития МТК «Европа-Западный Китай», а также перспективы развития Северного морского пути, к возможностям которого также проявляли интерес представители китайского бизнеса. Скорее всего, на этом фоне вырастет и запрос на повышение результативности работы экономических блоков региональных правительств с китайскими инвесторами — прежде всего в регионах ДФО, а также в субъектах, включающих в свой состав крупные города. Ряд перспективных региональных управленцев, наладивших эффективное взаимодействие с провинциями КНР и китайскими инвесторами, может перейти в федеральные ведомства (например, на посты глав департаментов и заместителей руководителей ведомств) после ротаций в правительстве в мае 2024 года.
5. В апреле-мае 2024 года можно ожидать роста интенсивности внутриэлитных конфликтов не только в предвыборных регионах, но и в субъектах со сложной внутриэлитной конфигурацией, позиции руководителей которых воспринимаются как уязвимые. В некоторых случаях такой тренд может вести к ситуативным альянсам между оппозиционными игроками, как в случае создания межфракционной группы с участием представителей КПРФ, СРЗП и «Новых людей» в Думе Екатеринбурга. Но чаще эта тенденция может способствовать активизации внутренних конфликтов в региональных отделениях оппозиционных партий. Кроме того, более благоприятные стартовые позиции «Единой России» в начале регионально избирательной кампании — с учетом рекордного результата Владимира Путина на президентских выборах – с высокой вероятностью приведут к усилению интенсивности конкуренции на праймериз этой партии, возможно, с более активными медиа-кампаниями в рамках противостояния между игроками, добивающихся выдвижения в заксобрания и муниципальные представительные органы от партии большинства.
4. Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Реализация инфраструктурных и инвестиционных проектов в регионах, курс на развитие внутреннего туризма, а также резонансные расследования в отношении представителей элит, обсуждение социальных проблем на местах и вызовы в сфере безопасности входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в марте 2024 года.
После рабочих поездок Владимира Путина в Тверскую область и Ставропольский край укрепляются позиции глав этих регионов Игоря Рудени (с 27-го на 21-е место) и Владимира Владимирова (с 51-го на 44-е место, переходит в группу с сильным влиянием). Включение в послание президента Федеральному собранию инициативы о списании 2/3 объема задолженности субъектов по бюджетным кредитам, которую ранее в качестве главы Комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» активно продвигал губернатор Челябинской области Алексей Текслер (10-го на 9-е место), способствует усилению его влияния.
На фоне замечания президента на совещании по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов о том, почему Санкт-Петербург находится только на третьем месте среди субъектов по популярности среди туристов, незначительно ослабевают позиции губернатора города Александра Беглова (с 4-го на 5-е место).
Рабочая поездка в Тюменскую область первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко и его участие в запуске образовательного интенсива для инструкторов центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи «Воин» в Тюмени создает благоприятный фон для губернатора региона Александра Моора (с 8-го на 7-е место).
На фоне завершения надвижки пролетного строения моста через Волгу в районе Тольятти, являющегося важным звеном международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», укрепляются позиции губернатора Самарской области Дмитрия Азарова (с 15-го на 14-е место). Реализация перспективных инвестпроектов в Адыгее, включая строительство высокотехнологичного экотехнопарка, а также курортов «Лагонаки» и «Даховская поляна», обсуждавшихся, в частности, в ходе визита в регион главы Минэкономразвития Максима Решетникова, усиливает влияние главы республики Мурата Кумпилова (с 45-го на 42-е место). Утверждение условий и параметров участия Чукотки в программе «Доступное арендное жилье в ДФО», а также обсуждение новых проектов развития региона (например, строительства новой магистральной волоконно-оптической линии Анадырь-Певек протяженностью 1753 км) становятся факторами укрепления позиций губернатора автономного округа Владислава Кузнецова (с 69-го на 68-е место).
Обсуждение причин и последствий теракта в «Крокус Сити Холле» ухудшает позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 7-го на 11-е место). Вероятно, эти изменения носят ситуативный характер.
На фоне сообщений СМИ о том, что владелец девелоперской группы «Гранель» Ильшат Нигматуллин, зять премьера Башкирии Андрея Назарова, стал фигурантом уголовного дела по ст. 291 ч. 5 УК РФ (дача взятки в особо крупном размере), наблюдается некоторое ослабление позиций главы республики Радия Хабирова (с 18-го на 19-е место). После задержания министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Дениса Архипова и экс-главы Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Константина Васильева по подозрению в превышении должностных полномочий существенно ослабевает влияние губернатора региона Андрея Травникова (с 38-го на 45-е место).
Задержание бывшего вице-премьера Чувашии Павла Данилова становится проблемным для главы республики Олега Николаева (с 64-го на 67-е место). После ареста министра природных ресурсов и экологии Магаданской области Олега Косолапова ослабевает и влияние губернатора региона Сергея Носова (с 52-го на 62-е место).
Введение в начале марта режима контртеррористической операции в городе Карубулак и сообщения о массовом выявлении в регионе сторонников «Исламского государства» (запрещено в России), а также отмеченный в материалах «РИА Рейтинг» высокий уровень безработицы в Ингушетии создают проблемный фон для главы республики Махмуда-Али Калиматова (с 60-го на 64-е место).
Снижение явки избирателей на президентских выборах по Республике Коми в 2024 году по сравнению с аналогичной кампанией 2018 года становится проблемным фактором для главы региона Владимира Уйбы (с 82-го на 85-е место).
Видеообращение к президенту родителей и учеников школы №65 из Южного микрорайона Оренбурга с призывом обязать местную администрацию провести капремонт образовательного учреждения, которое, по их словам, находится в аварийном состоянии, стало проблемным информационным поводом для губернатора Оренбургской области Дениса Паслера (с 67-го на 72-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в феврале | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,85 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 7,70 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
3 | 3 | 7,38 |
Дюмин Алексей Геннадьевич Губернатор Тульской области |
4 | 5 | 7,35 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
5 | 4 | 7,26 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
6 | 6 | 7,20 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 | 8 | 6,91 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
8 | 9 | 6,65 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
9 | 10 | 6,60 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич Губернатор Кемеровской области |
10 | 11 | 6,57 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
11 | 7 | 6,53 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
12 | 13 | 6,51 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
13 | 16 | 6,49 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
14 | 15 | 6,47 |
Алиханов Антон Андреевич Губернатор Калининградской области |
15 | 12 | 6,46 |
Аксёнов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
16 | 14 | 6,45 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
17 | 17 | 6,41 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
18 | 19 | 6,38 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
19 | 18 | 6,36 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
20 | 22 | 6,33 |
Сильное влияние | |||
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
21 | 27 | 6,31 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
22 | 24 | 6,30 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
23 | 21 | 6,29 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
24 | 23 | 6,28 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
25 | 30 | 6,24 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
26 | 20 | 6,22 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
27 | 25 | 6,21 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
28 | 26 | 6,17 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
29 | 29 | 6,15 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
30 | 28 | 6,14 |
Комарова Наталья Владимировна Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
31 | 36 | 6,11 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
32 | 33 | 6,09 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
33 | 39 | 6,08 |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
34 | 40 | 6,06 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
35 | 42 | 6,04 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
36 | 32 | 6,03 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
37 | 31 | 6,02 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
38 | 37 | 6,01 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
39 | 35 | 5,99 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
40 | 41 | 5,98 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
41 | 43 | 5,96 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
42 | 45 | 5,94 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
43 | 47 | 5,93 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
44 | 51 | 5,92 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
45 | 38 | 5,88 |
Голубев Василий Юрьевич Губернатор Ростовской области |
46 | 46 | 5,87 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
47 | 44 | 5,86 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
48 | 50 | 5,84 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
49 | 34 | 5,80 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
50 | 54 | 5,79 |
Среднее влияние | |||
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
51 | 53 | 5,78 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
52 | 57 | 5,77 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
53 | 49 | 5,75 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
54 | 55 | 5,74 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
55 | 58 | 5,73 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
56 | 48 | 5,71 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
57 | 62 | 5,69 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
58 | 63 | 5,68 |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
59 | 56 | 5,66 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
60 | 66 | 5,65 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
61 | 59 | 5,63 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
62 | 52 | 5,61 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
63 | 65 | 5,60 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
64 | 60 | 5,59 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
65 | 61 | 5,58 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
66 | 68 | 5,56 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
67 | 64 | 5,55 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
68 | 69 | 5,54 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
69 | 73 | 5,52 |
Егоров Максим Борисович Глава Тамбовской области |
70 | 75 | 5,51 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
71 | 78 | 5,49 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
72 | 67 | 5,47 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
73 | 76 | 5,46 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
74 | 81 | 5,44 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
75 | 83 | 5,43 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
76 | 84 | 5,41 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
77 | 85 | 5,40 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
78 | 71 | 5,37 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
79 | 70 | 5,36 |
Филимонов Георгий Юрьевич Врио Губернатора Вологодской области |
80 | 72 | 5,35 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
81 | 74 | 5,33 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
82 | 77 | 5,32 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
83 | 79 | 5,31 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
84 | 80 | 5,30 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
85 | 82 | 5,27 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
86 | 86 | 5,23 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
87 | 87 | 5,22 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
88 | 88 | 5,17 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
89 | 89 | 4,96 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.