Фиаско оппозиции: задавили или сами виноваты?
Большинство из 30 губернаторских избирательных кампаний почти со 100-процентной вероятностью выиграют временно исполняющие обязанности глав регионов, утверждают эксперты. А судя по невысокой агитационной кампании, не верят в победу даже сами оппозиционные кандидаты. Самый сильный накал борьбы ожидается в Республике Алтай, где кандидат от «Гражданской силы», экс-глава республиканского правительства Владимир Петров может претендовать на выход во второй тур. В остальных регионах, которые ранее относились к высококонкурентным, — Красноярском крае, Кировской, Астраханской и Мурманской областях — победу с большой вероятностью одержат кандидаты от «Единой России».
Напомним, что ранее к конкурентным регионам помимо Республики Алтай относились Кировская, Астраханская, Мурманская области, Красноярский край и Якутия. В этих субъектах у действующих врио губернаторов сохранились сильные соперники, которые могут претендовать на неплохой результат, однако говорить о возможности второго тура уже не приходится. По мнению источника, близкого к АП, и экспертов, рейтинги действующих врио существенно подросли и во многом причины этого вполне объяснимы.
Консолидация вокруг лидера
На сегодняшний день оппозиция в нашей стране в целом весьма слаба — организационно, электорально, чтобы всерьез претендовать на победу, констатировал в беседе с «РК» политолог Александр Мельников.
По мнению Мельникова, «актуальная внешнеполитическая повестка работает не на руку оппозиции — избиратель сейчас еще более ярко выражено чем раньше консолидируется вокруг президента Владимира Путина и поддерживаемых им кандидатов».
К примеру, по его словам, в Челябинской области никто из оппонентов власти не ведет серьезной предвыборной кампании, а «Справедливая Россия» и вовсе не стала выставлять кандидата на губернаторские выборы. «Интрига заключается лишь в проценте явки избирателей», — резюмирует Мельников.
По мнению Захарова, в этих условиях можно говорить о том, что многие оппозиционные силы и политики просто решили не тратить ресурсы на заведомо проигрышные кампании. «Есть, впрочем, и иные случаи — когда региональные власти сознательно шли на отсечение от выборного процесса наиболее сильных альтернативных кандидатов, на коалиационные соглашения и так далее. Кроме того, на пути оппозиционных кандидатов на выборах губернаторов, как известно, стоит муниципальный фильтр, преодоление которого сопряжено с определенными трудностями для кандидатов, не поддерживаемых властью. То есть тут целая совокупность факторов», — отметил собеседник «РК».
При этом он подчеркнул, что «никто оппозицию у нас не давит». «Наоборот, вон целую кучу зарегистрировали, даже подписи им собрали, мол, ребята, вы только идите на выборы, хоть что-нибудь делайте. Некоторые настолько обнаглели, что говорили: «и подписи за меня собирайте, и кампанию ведите, и деньги еще мне дайте, а я буду вас критиковать». Вот до какой степени некоторые лдпровцы и эсеры доходили в своих претензиях», — пояснил Матвейчев.
Не вписались в вертикаль
Сегодня в России четко выстроена вертикаль исполнительной власти, поэтому без поддержки Кремля и личной поддержки президента выиграть те же губернаторские выборы нереально, констатирует глава Экспертного совета консультационного центра «Департамент политики», к.п.н. Александр Белоусов. По его словам, «попасть во власть представителю оппозиции возможно только с согласия правящих сил».
«Хочется ответить таким «оправдальщикам» – «не верю!», — продолжает он. — Вот в Чили Пиночет действительно зачищал оппозицию на стадионах. Также в Северной Корее позиция гражданского общества по отношению к различным отщепенцам вполне нетерпима».
