Жесткий стиль: почему администрация Томской области требует лишить Акатаева мандата
Гордума Томска рассмотрит вопрос о лишении мандата Чингиса Акатаева. Письмо с требованием лишить депутатских полномочий депутата от «Единой России» и бывшего председателя гордумы Акатаева поступило в парламент из областной администрации, вопрос рассмотрят 5 марта, пишет Tomsk.ru. В декабре 2023 года депутаты гордумы поддержали добровольную отставку Чингиса Акатаева, комментировать ее причины он отказался. Аналогичное письмо обладминистрация ранее направила в отношении депутата из фракции «Яблока» Евгения Каверзина. Однако, чтобы лишить Каверзина мандата, не хватило двух депутатских голосов и ему вынесли предупреждение.
Не исключено, что наличие Чингиса Акатаева в составе гордумы, пусть и лишившегося статуса спикера, воспринимается внутриполитическим блоком как потенциальная угроза управляемости, а сам экс-спикер представляется как «возмутитель спокойствия» и лишний раздражитель. Очевидно, что перед региональным внутриполом стоит задача повысить контроль над административным центром, максимально усилить вертикаль, унифицировать власть на местах. Андрей Дунаев выбрал для этого жесткий стиль, даже агрессивный. Насколько это эффективно в плане решения текущих политических и управленческих задач? Вопрос дискуссионный. Смотря что брать за критерии эффективности. Но можно уверенно сказать, что в Томске сейчас происходит определенный слом традиций. Под сломом традиций я понимаю не конкретный кейс, а в принципе историю, начавшуюся со смены модели выборов мэра, которую, кстати, Дунаеву так или иначе удалось решить без перехода в острые конфликты. При этом в Томске исторически в силу разных причин не сложилась такая же управленческо-политическая история, как, например, в соседнем Кузбассе, где внутрипол контролирует очень широкое поле, в итоге получая полную лояльность всех без исключения акторов и электоральную управляемость региона. Поэтому в демократичном Томске весь этот процесс обновления элит и локальных зачисток проходит сложно, через конфликты.
Если большинство в гордуме поддержит установку областной администрации, это будет означать в первую очередь, что депутатский корпус считал предыдущие сигналы о недопустимости и наказуемости нелояльности. Но услышать сигнал, приняв тактическое решение ради сохранения временного баланса и собственной безопасности, и присягнуть на верность — это не одно и то же. В конце концов «итальянские забастовки» никто не отменял. Поэтому про переход гордумы под полный контроль говорить рано.
В контексте президентской кампании я не вижу здесь больших рисков. Дестабилизации, которая могла бы создать такие риски, нет. По большому счету это локальная внутриэлитная история, совершенно неочевидная для обывателя и никак не конвертируемая в мартовские результаты.