Инцидент с тамбовским врио министра здравоохранения: политические последствия
История с тамбовским и. о. министра здравоохранения Алексеем Овчинниковым тривиальная, потому что часто в регионах России чиновники разного уровня попадаются на обвинениях в незаконной охоте. К сожалению, это пристрастие очень распространено в среде крупных должностных лиц, несмотря на неоднозначное отношение к такому увлечению в современном обществе.
Я просматривал видеозаписи задержания. На них виден человек, который действительно похож на и. о. министра тамбовского Минздрава. Судя по видеозаписи, человек явно навеселе, но он не был за рулем, как некоторые говорили. Его специфический язык, полный идиоматических выражений, угрозы правоохранителям, что он напишет на них жалобы, – это уже привычная стилистика общения большого регионального чиновника, находящегося «в приподнятом настроении», с правоохранителями. Поэтому случай, к сожалению, довольно банальный, мы не раз наблюдали такие истории.
Если же говорить о политических последствиях тамбовского инцидента, то, чем бы ни закончилось расследование, для власти это уже не имеет большого значения. Это и так большой имиджевый удар. Выяснение, были убиты животные в неположенные сроки охоты или это были замороженные туши, важно для хода уголовного дела, но репутация чиновника и так будет токсичной, на ней можно будет поставить крест.
Конечно, это очень неприятная история для губернатора Максима Егорова. Во-первых, он опирается преимущественно на местные кадры и пытается им доверять не только в профессиональных вопросах, но и в части этических требований. А сейчас, если все подтвердится, получается, что губернатор получил серьезный имиджевый удар со стороны статусного человека из своей команды. Во-вторых, Егоров пытается выстроить имидж прогрессивного главы, как и все губернаторы новой волны, который приехал в регион и меняет его в лучшую сторону. А эта история с охотой – удар по всей концепции, которую продвигает Егоров, подтягивая регион до передовых и успешных практик управления. Получается, что, с одной стороны, есть его усилия, а с другой – есть токсичные персонажи, которые вносят ложку дегтя.
Никаких фатальных последствий для региональной тамбовской власти это не принесет. Честно скажем, от таких историй никакой губернатор не застрахован, но Максиму Егорову придется теперь усилить воспитательную работу среди членов своего правительства, которые подобными инцидентами могут подставить губернатора.
Само развитие этой истории крайне неприятно и оборачивается серьезными имиджевыми потерями для региональных властей, потому что сначала была публикация видео и один набор комментариев, потом появился другой набор комментариев, намекающих, что якобы это был человек, похожий на и. о. министра. Естественно, все эти оправдания будут только усиливать общественное раздражение. К сожалению, это тоже уже банальная история, когда задерживается крупный чиновник, потом говорится, что это был не он, и вообще неясно, кто ответственен за правонарушения. Развитие истории по такому сценарию – еще более серьезный удар по имиджу региональной власти, чем если бы были сразу расставлены точки над i, а человек сам признался в том, что попал в такую ситуацию, и подал в отставку. Это я привожу один из примеров разрешения подобного инцидента. Также ошибкой является и отсутствие официального комментария губернатора по этой скандальной истории. По крайней мере, Максиму Егорову нужно было сделать заявление, что идет расследование. Нужно обозначить, что глава региона в курсе происходящего и все обстоятельства выясняются. В противном случае множатся слухи и растет недоумение. Это тоже негативная история для Егорова, который в последнее время активно работает над имиджем развивающего регион прогрессиста.