В Самарской области динамично развивается туристическая инфраструктура, власти занялись брендированием территорий


В 2023 году туристический поток в Самарской области составил 3,111 млн человек, сообщает региональное Министерство туризма. Это на 21,3% выше показателя 2022 года. В целом за последние пять лет турпоток в регион увеличился в 2,5 раза. Чаще всего туристы приезжали из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областей, республик Татарстан и Башкортостан, Челябинской и Свердловской областей.

Данные о росте потока туристов в Самарскую область могут свидетельствовать о том, что этот сегмент региональной экономики находится на подъеме. Во всяком случае, показатели прироста турпотока по итогам 2023 года существенно превышают среднероссийские – 21,3% против 10%; в прошлом году туристы потратили на 46,9% больше, чем в позапрошлом: 25,8 млрд рублей.

Отчасти это можно объяснить эффектом низкой базы: регион традиционно не входил в топ туристических интересов, только в последние годы в области начала динамично развиваться соответствующая инфраструктура, формироваться новые маршруты, власть занялась брендированием территорий. Развиваются и отдельные ниши сегмента, например медицинский и экологический туризм.

Обнадеживает, что в туристическом бизнесе задавшиеся тренды сохраняются на среднесрочную и даже долгосрочную перспективу – люди не сразу входят во вкус, но потом привыкают; в сознании потребителя формируется представление, что в регионе есть что посмотреть и есть где с пользой для себя провести отпуск. В Самарскую область люди поехали. И если по объективным причинам уровень благосостояния наших граждан резко не упадет, то благоприятная тенденция сохранится на десятилетия.

Один из ограничителей роста сегмента – это разрозненность памятников природы и культурно-исторического наследия. С другой стороны, это и вызов, преодолеть который можно не столько большими инвестициями, сколько творческим и нешаблонным подходом и внедрением новых решений – от иммерсивных представлений до технологий виртуальной реальности.

К примеру, можно рассказать туристам, что на территории Красноярского района на реке Кондурче 18 июня 1391 года произошла битва между войсками Тамерлана и золотоордынского хана Тохтамыша. Это была крупнейшая по количеству участников битва Средневековья – от 500 тыс. до 700 тыс. воинов с обеих сторон. Совсем другое дело – привезти туриста в реконструированный полевой лагерь степняков, напоить кумысом, посадить на коня, дать попробовать пострелять из лука… Разумеется, такой пункт маршрутной программы можно и нужно логически и организационно стыковать с другими: к примеру, в том же районе расположены остатки Ново-Закамской оборонительной линии XVIII века. Важны креативная подача и вовлечение туриста.

На мой взгляд, менеджеры туриндустрии и чиновники областного Минтуризма с этой задачей без более активного вовлечения регионального научного сообщества, общественных организаций и клубов по интересам, отдельных знатоков Самарского края не справятся – идеи и новое знание стоит искать в этой среде. Чиновникам и управленцам останется грамотно упаковать эту информацию. Вот тогда задавшийся пять лет назад тренд роста турпотока станет устойчивым, а отраслевой потенциал начнет раскрываться в полной мере.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: