Госсовет по итогам Года педагога: какие поручения дал президент губернаторам
Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать системные подходы к оплате труда педагогов. Во время заседания Госсовета, подводя итоги Года педагога и наставника, он подчеркнул, что труд учителя должен оплачиваться по единым, понятным и прозрачным правилам. Он также призвал снять непрофильную нагрузку с учителей и сформировать целостную систему наставничества для детей и молодежи. Помогут ли озвученные предложения поднять престиж профессии учителя в регионах и какие адресные решения проблемы могут предложить сами субъекты РФ, расскажем в сюжете РК.
Системные решения проблем
Повышение роли и престижа педагогов и наставников и улучшение условий их труда – это важнейший вопрос, на который нужно обратить внимание. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета, где подводились итоги Года педагога и наставника.
Он подчеркнул, что в 2023 году был принят ряд законов, направленных на защиту учителя, расширились география и охват педагогических форумов, конкурсов, на региональном уровне было реализовано более 470 мер поддержки педагогов на общую сумму свыше 53 млрд рублей. Но этого недостаточно.
По словам президента, нужно найти действенное решение таких проблем, как снятие непрофильной нагрузки с учителей, совершенствование системы оплаты труда, привлечение в систему образования молодых, энергичных, творческих людей.
«Нужно совершенствовать, делать более справедливыми механизмы оплаты труда педагогов. И прежде всего заметно увеличить доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране. Труд учителя должен оплачиваться по единым понятным и прозрачным правилам, иначе между регионами накапливается разрыв в качестве обучения, растет дефицит педагогических кадров», – подчеркнул глава государства и поручил правительству предложить системные решения проблемы оплаты труда учителей.
Путин также отметил, что воспитательная работа не должна ограничиваться рамками школы, поэтому нужно сформировать целостную систему наставничества для детей и молодежи. Он предложил в том числе на базе образовательного центра «Машук» создать площадку по развитию движения наставников для сбора лучших практик, их распространения; предусмотреть на законодательном уровне возможности начисления доплат за работу наставником; учредить ежегодную премию «Наставник года».
Отметил президент и важность адресных мер поддержки, которые вводятся в регионах. Он привел в пример Новгородскую область, где студентам педагогических специальностей, заключившим контракт о целевом обучении, регион выплачивает стипендию – 20–30 тыс. рублей. По итогам Госсовета ряд руководителей субъектов заявили о новых практиках. Так, например, правительство Тюменской области приняло решение до 2026 года двукратно увеличить количество мест в педагогических колледжах региона. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев сообщил, что с 2024 года заработает программа, по которой все учителя, приезжающие в регион, будут получать обязательную поддержку – предоставление бесплатного жилья.
Реализация предложений в регионах
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подчеркивает, что если выдвинутые Госсоветом предложения будут выполнены в регионах, то это, безусловно, поднимет престиж профессии учителя. Однако возникают препятствия. В первую очередь это связано с закредитованностью региональных бюджетов, которым не хватает резервов для повышения зарплат.
Не снизилась и бюрократическая нагрузка на учителей, так как много времени требует работа, связанная с освоением новых федеральных образовательных программ, повышением квалификации и методическими разработками.
«О наставничестве тоже говорили много лет, предлагалось даже сделать в квалификационных категориях: «учитель-методист», «учитель-наставник» и так далее. Все говорили, что это действительно могло бы быть очень хорошим решением. Но те финансовые ресурсы, которые были выделены, направлены на новую должность советника директора по воспитательной работе. Это все очень правильные меры, мы их поддерживаем, просто непонятны источники для решения таких задач из-за напряженности региональных бюджетов», – подмечает Абанкина.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков убежден, что главное сейчас – это сделать так, чтобы тарифная ставка учителей не зависела от уровня средней зарплаты по региону, а была введена единой по всей стране. Это, по его мнению, сразу повысит престиж профессии.
В контексте успешных практик в регионах, где введены поддерживающие меры, Комков приводит в пример Самарскую и Омскую области.
«В Самарской области губернатор Дмитрий Азаров достаточно серьезно занимается этими вопросами. В Самаре серьезные изменения наблюдаются не только в системе среднего общего образования, но и в системе среднего профессионального. Глава региона возрождает его, потому что за период 1990-х – 2000-х годов практически всю систему СПО загубили, мы фактически лишились кадров. В Омской области тоже пытаются решать эти вопросы», – рассказывает Комков.
Однако эксперт обращает внимание на то, что оба региона не дотационные и у них есть возможность изыскать поддержку. Но, например, если взять такие субъекты, как Тверская, Ивановская, Владимирская области, Кабардино-Балкария, то там средний уровень зарплаты низкий и оклады у учителей в школах тоже очень маленькие. По этой причине учителя оттуда практически бегут.