Главное – усиление стимулов и расширение возможностей муниципалитетов для пополнения собственных бюджетов
Вечная борьба свердловских муниципалитетов за субсидии из областного бюджета все чаще приобретает политический оттенок. Znak.com проанализировал те местные инвестпроекты (до 2020 года), которые уже удалось включить в региональные госпрограммы, и выяснил у муниципальных чиновников, что не удается сделать без политической воли областных и федеральных властей, и как свердловские города наращивают собственные ресурсы, чтобы попасть в программы софинансирования проектов.
Политическая воля остается одним из самых эффективных механизмов поддержки местных проектов из федерального и областного бюджетов. Один из самых ярких примеров – Нижний Тагил, бюджет которого в прошлом году превышал, по подсчетам председателя гордумы Александра Маслова, 12 млрд рублей. «Без президента Владимира Путина, который распорядился о поддержке города, конечно, не обошлось, полпред тогда тоже много сделал», – вспоминает Маслов. Теперь в Тагиле замораживаются программы развития, не хватает денег на ремонт дорог.
Председатель думы Каменска-Уральского Валерий Пермяков считает, что на местах власти сталкиваются в первую очередь с экономическими проблемами. «Все муниципалитеты нищие, денег лишних нет ни у кого. Между тем чтобы получить деньги из областного бюджета, нужно сначала подготовить за свой счет проект. Часто получается так: мы готовим проект, но в программу нас не берут, а через пару лет этот проект можно уже выкидывать, потому что он устаревает. Получается, деньги потрачены зря», – отмечает он. Другая проблема – обязательства по софинансированию, которые муниципалитет не может на себя взять опять же из-за недостатка средств. Однако роль личных переговоров Пермяков также признает.
Анатолий Гагарин:
— Экономическое положение муниципалитетов требует изменения принципов работы региональной и муниципальной власти. Собственно, на это и направлена модернизация муниципалитетов, известная как «муниципальная реформа».
Главное – усиление стимулов и расширение возможностей муниципалитетов для пополнения собственных бюджетов, а это предполагает передачу части налогов в ведение муниципалитетов. И, кстати, ряд мэров давно предлагают передать им часть налогов, особенно из разряда тех, чья собираемость едва насчитывает 50 %. А сами бы местные власти собирали бы со своих сограждан «до копечки». Но пока ситуация «рассматривается»….
Между тем, как стало известно, в правительстве Свердловской области грядет реформа, в результате которой создается министерство инвестиций и развития региона. Будем надеяться, что искомые инвестиции вольются в муниципалитеты области, пусть не сразу, и не мощным потоком (на первых порах сделать это сложно), то со временем, и в виде уверенных проектов, рожденных инициативой муниципалитетов, заинтересованных солидными прибавками в собственные бюджеты