Выборы 14 сентября: конкуренция и интрига сохраняются


Кандидаты от власти, скорее всего, победят на губернаторских выборах во всех регионах, но голосование нельзя называть неконкурентным, считают в Кремле. Второе место на выборах дает оппозиции высокие шансы на прохождение в Госдуму по одномандатным округам в 2016 году, поэтому борьба будет серьезной.

Закрытые опросы, которые проводятся во время избирательной кампании в регионах, свидетельствуют, что почти все действующие главы субъектов имеют уверенные шансы на победу, рассказали РБК несколько собеседников, близких к администрации президента и руководству «Единой России». По их словам, 29 из 30 губернаторов, которым предстоит подтверждать полномочия осенью, уже сейчас пользуются поддержкой более половины избирателей.

Второй тур для легитимности

Предстоящие в сентябре выборы будут выглядеть вполне демократично, полагает директор Агентства информационно-политических технологий «Горизонт» Михаил Куракин. По его словам, эксперты уже предрекают аномально высокую явку: местами она будет больше, местами меньше, но едва ли где-то она окажется ниже 50%.

«Почти во всех регионах сейчас можно увидеть примерно схожую картину: на кресло губернатора будут претендовать от трех до шести кандидатов. В основном это будут представители парламентских партий. Ну а победят, конечно, сильнейшие. Во всех отношениях», — пояснил Куракин.

Вместе с тем он указал на имевший место конфуз: пресловутый «муниципальный фильтр» вполне мог снизить количество кандидатов до одного. «Однако администрации губернаторов вовремя включились в оказание помощи по сбору подписей для кандидатов от парламентских партий. Многие их таких кандидатов уже подали документы на регистрацию. Так ситуация обстоит например на Алтае. Примерно также она обстоит везде. Стало понятно, что процедура муниципального фильтра все же нуждается в некоторой корректировке»,- уверен Куракин. По его словам, в ряде регионов можно ожидать и второй тур выборов.

Однако второй тур – это один из элементов конкурентности. Когда уже в первом туре побеждает кандидат от «Единой России», который в регионе всего несколько месяцев и которого половина населения не знает вообще — такая победа, безусловно, вызывает большие сомнения, полагает руководитель экспертно-аналитической сети «Politrus.ru» Виталий Арьков. «В этом случае автоматически встает вопрос легитимности власти. Думаю, что второй тур необходим как раз для снятия подобных сомнений, чтобы у электората не возникало сомнений в честности кампании», — добавил он.

По его мнению, безусловно, вполне закономерным следствием дистанцирования федерального центра стало усиление влияния на ход избирательной кампании региональных властей. Очевидно и то, что в действующую систему муниципального фильтра необходимо вносить некоторые коррективы. В нынешнем виде она отнюдь не идеальна.

По другим законам

Чтобы оценивать степень конкурентности выборов, нужно понимать, какова общая тенденция, указывает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Дело в том, что сегодня серьезно изменилась политическая конъюнктура. То есть если раньше еще протестные электоральные группы были актуальны, это было связано и с выборами в московской агломерации, они были достаточно серьезной составляющей на парламентских выборах, и т.д. То после весны-лета этого года, после Крыма и в силу ситуации на Украине, ситуация резко изменилась», — отмечает он.

По мнению собеседника «РК», «правоконсервативный протест рассосался, а активность и популярность праволиберальных сегментов оказалась не очень высокая». Соответственно сама основная аудитория, которая приходила и обеспечивала электорат для оппозиции, существенно сузилась, заключает эксперт.

Он напомнил, что ранее протест формировался в трех основных резервуарах – это левые, правые консерваторы и праволиберальный структуры. «Но постепенно левые радикалы все равно перешли, можно сказать, к провластной структуре, особенно после Крыма, то же самое произошло фактически и с правыми консерваторами. А либеральный сегмент, на самом деле, очень узкий с точки зрения электоральной составляющей», — пояснил Абзалов.

Политолог, председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М» Игорь Минтусов уверен, что политическая ситуация будет меняться в более консервативную сторону. «Так как де-факто в информационном пространстве мы начинаем жить уже по законам почти что военного времени, я имею в виду события на Украине, которые оказывают воздействие в том числе и на внутриполитическую повестку дня, а в рамках законов военного времени, решения обычно принимаются более жесткие, в таком черно-белом формате». – утверждает эксперт. По его словам, «де-юре это некая демократическая процедура по перевыборам губернаторов, а де-факто это практически создание жесткого механизма вертикали власти от губернаторов к администрации президента и Кремлю».

Курс на конкуренцию

Однако говорить об отсутствии конкуренции на грядущих сентябрьских выборах неправильно, на выборах конкуренция есть всегда, тем более, если выборы губернаторские, уверен начальник Управления организации избирательного процесса Избирательной комиссии Московской области Игорь Кудрявин.

«Просто бывают такие выборы, где кандидаты борются сами с собой, и тогда выборы превращаются в референдумы о доверии, и в этом случае оценивать результаты таких «выборов» необходимо по правилам референдума: была ли явка более 50% от зарегистрированных избирателей, проголосовало ли за победившего кандидата более 50% пришедших на выборы избирателей», — пояснил собеседник «РК».

По его мнению, если кандидаты смогут получить такой внушительный результат, то в легитимности избрания сомневаться не придется, а если нет, то можно начинать сомневаться в победе, и легитимности.

«Но конкуренции в региональные выборы добавить просто необходимо, так как давно пора перейти от референдумов к выборам, ибо это добавит цвета в интригу и жизни в муниципальные выборы», — уверен эксперт.

Он также полагает, что «пока на региональных выборах мы будем играть в референдумы, нас просто не будут слышать, или просто будут активно делать вид». «Если же мы усиливаем роль партий в политической жизни регионов, то пора избавить от прохождения фильтра парламентские партии и партии, представленные региональных парламентах. Вот тогда интрига и «заиграет всеми цветами радуги», — резюмировал Игорь Кудрявин.

«Заявленная и закрепленная по инициативе Владимира Путина в законодательстве ориентация власти на укрепление политической конкуренции в выборном процессе сохраняется. Об этом свидетельствуют и формальные рекомендации Администрации Президента РФ, адресованные региональным властям, и неформальные сигналы Кремля и руководства партии «Единая Россия», адресованные самым разным политическим игрокам»,- утверждает политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. В частности, эксперт указал на то, что в каждом избирательном цикле у конкуренции на региональных выборах есть своя специфика, создаваемая политической ситуацией. «У Единого дня голосования 2014 года, на мой взгляд, две главных отличительных черты: 1) высокий уровень общественного доверия Президенту РФ и партии «Единая Россия»; 2) избирательных кампаний очень много — только губернаторских выборов более 30; это фактически придает ему общенациональный характер», — уверен Орлов.

Он также подчеркнул, что система муниципального фильтра, несомненно, нуждается в коррекции. «На мой взгляд, по этому поводу должна состояться профессиональная дискуссия после завершения избирательной кампании», — заключил Дмитрий Орлов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: