Проблему с безнадзорными собаками на Алтае можно было решить, не прибегая к убийству животных


Парламент Республики Алтай принял закон, допускающий эвтаназию бродячих собак, если в течение 11 дней после отлова их никто не заберет. Законопроект был внесен главой региона Олегом Хорохординым и комитетом республиканского парламента по аграрной политике, сообщает «Коммерсантъ».

Общество разделилось на две части: некоторые считают, что умерщвление собак — это важная, необходимая и своевременная мера; другие считают, что этого можно избежать, если выполнять 498-й федеральный закон. Есть люди, которые про это вообще ничего не знают, которых это не касается. У республики есть все возможности и средства, чтобы эту проблему решить. 498-ФЗ действует с 2018 года, в 2020-м он на региональном уровне обрел все подзаконные компоненты, с тех пор мы спокойно могли бы заниматься этим вопросом цивилизованными и гуманными методами. По моему мнению, мы даже сейчас в состоянии этот вопрос решить, не прибегая к варварским методикам убийства собак.

Глава региона отвечает за многие вопросы, в том числе за ситуацию с безнадзорными собаками. При желании и политической воле главы региона он мог бы со дня вступления в должность исполняющего обязанности главы региона задаться целью и за этот громадный период времени эти вопросы совместно с другими уровнями власти решить, не прибегая к убийству собак.

С политической точки зрения такое решение – это большой риск. Политические оппоненты, безусловно, воспользуются этой ошибкой, как в случае с внесением поправок в Конституцию Республики Алтай. При правильном медийном сопровождении этого вопроса имидж главы региона будет сильно снижен, как и имидж субъекта в целом. Люди, которые к нам приезжают, понимают, что здесь работают варварские методы по отношению к безнадзорным животным, они будут ощущать некий дискомфорт.

Мы привели статистику, на заседании комитета руководитель нашей ветеринарной службы говорил, что ежегодно до 2018-го около 2 тыс. собак умерщвлялось по республике, когда 498-ФЗ не был введен в исполнение. А количество укусов фиксировалось на уровне 600–700 ежегодно. После введения этого закона с 2020 года начали забирать собак с улиц, лечить, чипировать и выпускать снова в среду обитания, количество укусов таким образом снизилось. В 2023 году выпустили 900 таких собак, а количество укусов варьируется в пределах 500. Динамика снижается, а число умерщвленных собак практически нулевое. Это говорит о том, что убийством собак количество нападений не сократишь. Если посмотреть на всю картину, то либо мы должны убивать колоссальное количество животных – и тогда, может быть, сократятся популяция и число опасных случаев, либо нужно начать исполнять 498-й закон, который даже не пытались исполнить.

Как депутат, я в своем округе с волонтерами организовывал тотальный обход дворовой местности. Мы записывали кличку каждой собаки, возраст, породу, адрес, разговаривали с хозяевами, вручали листовки, где были расписаны принципы гуманного отношения, телефоны ветеринарных служб, объясняли опасность бешенства. Те, кто с нами общался, очень положительно отнеслись к нашему визиту, были довольны, что наконец кто-то занялся этим вопросом. После этого ни один хозяин не отказался от чипизации и вакцинации от бешенства. Многие потом воспользовались льготной стерилизацией. На следующий год не было ни одной жалобы на то, что там бегают бездомные собаки, хотя прежде это был самый неблагополучный район моего избирательного округа. Мы создали инструмент и показали его эффективность, денежных затрат для этого не потребовалось. Здесь важно системно организовать работу. У нас много защитников, которые готовы помогать: сельхозотделение университета, где учатся на зоотехников, кинологов, ветеринаров; есть много понимающей суть гуманного и ответственного отношения к собакам молодежи. Наша республика могла бы стать положительным примером для всех регионов Российской Федерации.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: