Предсказуемые выборы и пространство для торга
Сейчас на все без исключения губернаторские кампании влияют два фактора: летнее время отпусков и фокусировка внимания избирателя на федеральной и внешнеполитической повестке. Многие штабы кандидатов "привязываются" к федеральной повестке — как минимум по темам оказания помощи Крыму или по размещению беженцев из Восточной Украины. Появление реальных соперников у большинства нынешних исполняющих обязанности губернаторов маловероятно. Рекордно высокий рейтинг Путина отчасти передается и всем без исключения кандидатам, которых одобрил Кремль. Граждане доверяют президенту, а значит, и тем, кому в свою очередь оказал доверие президент. Федеральная власть довольно внимательно смотрит на рейтинги и соотношение сил внутри элит в регионах. Совсем одиозные фигуры не получают поддержки Кремля – все решается до официального объявления выборов.
Однако провести красивую избирательную кампанию, чтобы выиграть в первом туре при высокой явке и реальном народном одобрении -это тоже надо уметь. Если опираться на одну только административную мобилизацию, сразу после выборов начнется резкое обрушение рейтинга и всплеск негативного отношения к власти. Точно такой же негатив можно получить при грязных методах ведения избирательной кампании, в том числе и по отношению к основным соперникам.
Администрация президента неоднократно транслировала сигналы о том, что выборы должны быть реально легитимными и конкурентными. Фактор чистоты выборов будет учитываться при рейтинговании глав субъектов РФ.
В преддверии выборов 2016 года в Государственную думу в регионах усиливается роль политических партий. Партии используют губернаторские выборы, чтобы "раскрутить" будущих одномандатников и лидеров региональных партийных списков. Возникает пространство для политического торга – системные силы не хотят идти спойлерами в русле региональной повестки, они хотят раскручивать свои темы избирательной кампании. И просто так на них не надавить – здесь уже федеральные партийные лидеры становятся лоббистами интересов своих партий на уровне центра.
Впрочем, на результате голосования это не отразится – скорее на соотношении сил в регионах после дня выборов. Наверное, с точки зрения чистых политтехнологий избирательный цикл 2014 года – скучный. Пока ни одной новой находки. Вспомним: в прошлом году был сайт кандидата в мэры Воронежа от КПРФ очень яркий, еще ряд технологий и ходов запомнились. Сейчас ничего подобного и близко не наблюдается. Впрочем, официальный старт агитации – в середине августа. В последний месяц в регионах и развернется основная борьба. Возможны вброс компромата, скандалы, сюрпризы.
Избирательной кампании совсем без интриг не бывает. Как минимум в одном регионе обязательно случится что-нибудь неожиданное. Сегодня большинство экспертов оценивают губернаторскую кампанию в Красноярском крае как самую непредсказуемую, но вполне возможно, что в фокусе внимания окажется и другой регион.