Мэров Южного Урала пугают массовыми отставками
Противостояние мэра Чебаркуля Андрея Орлова, который после публикации антирейтинга глав муниципалитетов (по выкладкам социологов, ему не доверяет 80% населения) просто-таки объявил войну властям Челябинской области, породило массу слухов о тайном смысле этого социологического исследования. По одной версии, уже озвученной в прессе, на мэров могут возложить ответственность за явку на сентябрьских выборах губернатора Южного Урала. По другой – что некоторым мэрам действительно грозит «добровольно-принудительная» отставка.
Особого накала ситуация достигла, когда Андрей Орлов на своей странице в Facebook в минувшие выходные написал, что был вызван на ковер к «некоему высокопоставленному чиновнику», где ему напрямую было предложено уволить своего первого заместителя Владимира Гуру, принять на его место указанного человека и, наконец, уйти в отставку самому. Орлов назвал инициатором встречи вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова. Эстафету немедленно подхватил политолог Александр Подопригора, усмотревший в ситуации с опальным главой начало конца прямых муниципальных выборов.
«Муниципальная реформа в Челябинской области обрастает скандалами и интригами, связанными с желанием властей быстрее и основательнее ликвидировать институт прямых выборов глав городов и районов, — пишет Подопригора. — Посыл понятен: Орлова не уважают чебаркульцы, он погряз в коррупции вместе со своим замом Сафоновым и своими миасскими фирмами (глава даже живет не в Чебаркуле, а в Миассе), но с ним ничего нельзя поделать, ибо он избран!».
Ситуации с Орловым опасается, кстати, и гораздо более осторожный в оценках политолог Александр Мельников. По его словам, «институт прямых выборов у нас и так держится на очень хрупком фундаменте, а подобные чебаркульской ситуации его основательно дискредитируют».
Сам Андрей Орлов руки опускать не собирается: в беседе с корреспондентом Znak.com он заявил, что не собирается ни увольняться сам, ни отправлять в отставку первого зама. Однако Орлов также полагает, что институт местного самоуправления в Челябинской области, да и во всей России, неэффективен: еще в 2013 году он высказывался в том смысле, что чиновник и избранный глава практически бесправны. Однако может ли позиция одного градоначальника обрушить всю систему МСУ?
«Насколько мне известно, вице-спикер Заксобрания Мительман и начальник управления внутренней политики администрации губернатора Шиков по «просьбе» Сандакова уже занимаются подготовкой законопроектов по ряду муниципальных образований, в которых в первую очередь планируется ликвидировать прямые выборы глав, — нагнетает обстановку Александр Подопригора. — Для этого воспользуются полномочиями области, «переходным периодом», тем, конечно, что «враг у ворот» (помнится, отмену выборов губернаторов тоже мотивировали «террористической угрозой»), а также, разумеется, «подарком от Орлова» — именно на примере чебаркульского градоначальника будет массированно дискредитироваться в СМИ демократическая модель прямых выборов».
«Это неправда», — коротко прокомментировали Znak.com возможность массовых отставок мэров и составление некоего списка муниципалитетов в окружении врио губернатора Южного Урала. По словам нашего собеседника, «по реформе местного самоуправления консультации ведутся с советом муниципальных образований Челябинской области: вопрос курируют Мительман, Шиков и Литовченко (глава совета муниципальных образований – прим. ред.)».
Отметим, что еще 10 июня этого года Заксобрание Южного Урала приняло ряд законопроектов в рамках как раз реформы МСУ. Эти проекты проходят в рамках принятого в мае федерального закона, давшего муниципалитетам возможность выбирать, каким образом формировать местную власть. До 1 сентября каждое муниципальное образование должно будет определиться, какой вариант им больше импонирует: прямые выборы главы или выборы из числа депутатов местного собрания, а на селе – каким образом это собрание будет формироваться (напрямую по волеизъявлению избирателей или из депутатов сельских поселений). В Заксобрании Южного Урала сформирована рабочая группа под руководством вице-спикера Семена Мительмана, принимающая предложения от муниципалитетов.
По словам начальника управления внутренней политики области Виталия Шикова, 25 июля на собрании областной палаты муниципальных районов при участии врио губернатора Бориса Дубровского один из вопросов как раз и был посвящен будущим изменениям, а заявки от муниципалитетов по поводу способа формирования органов самоуправления уже начали поступать.
Правда, ни Виталий Шиков, ни Семен Мительман не смогли конкретизировать: захотел ли кто-то из «депрессивных» (по Лаврову) районов отказаться от прямых выборов. «Депутаты Заксобрания сейчас на каникулах, идет сбор предложений от всех муниципалитетов, — объяснил Znak.com Мительман. – Говорить о чем-либо пока рано, ситуация прояснится в сентябре. Затем по каждому муниципальному образованию будет принят закон, закрепляющий за ним ту или иную систему выборов».
У председателя правления регионального совета муниципальных образований Челябинской области, главы Увельского района Анатолия Литовченко более конкретные сведения: он утверждает, что 99% муниципалитетов хотят оставить прямые выборы мэров.
«Практически все территории уже обратились со своими предложениями, — сообщил Литовченко Znak.com. – Нами получены письма за подписями глав и председателей местных представительных органов. Могу сказать, что в Увельском районе и абсолютном большинстве других все целиком за прямые тайные выборы глав образований. Большей ответственности перед народом представить трудно. Расхождения есть в сельских территориях, у которых два варианта: отдельно выбирать главу образования и председателя совета депутатов или же один человек будет совмещать эти должности. Зато наемных сити-менеджеров «на хозяйстве» не хочет никто!»
Добавим, не слышал о симпатиях к мэрам, выбранным из числа депутатов или назначенным из областного центра, и опальный чебаркульский глава Андрей Орлов. Его соседи – Миасс, где действует «двуглавая» система из мэра-главы депутатского собрания и наемного сити-менеджера, — надеется, наконец, вернуться к «одноглавости».
«С 2015 года у нас, наконец, вступят в силу изменения в уставе города, согласно которым Миасским городским округом будет управлять всенародно избранный мэр, командующий администрацией, — напомнил Znak.com и глава Миасса Игорь Войнов. – Никто из моих коллег-глав городов «двуглавости» или избрания мэра из числа депутатов не хочет. И я сам горячо поддерживаю именно такой вариант. Кстати, в наших ЗАТО тоже склоняются к прямым выборам мэра, хотя там глава города – это только председатель представительного органа. Что поделаешь, таков федеральный закон для «запреток».
Получается, что Южный Урал уже по факту высказал свое мнение. Конечно, в итоге утверждать тот или иной способ формирования МСУ будет Законодательное собрание. Но вызывает сомнение, что депутаты областного уровня, также зависимые от прямого волеизъявления рядовых южноуральцев, захотят идти с ними на прямой конфликт. Ведь и выборы в областной парламент – уже в следующем году.