Персональная ответственность глав регионов за бюджетный дефицит еще не означает введения каких-то карательных мер
Минфин хочет обязать глав восьми регионов лично отвечать за бюджетный дефицит. Как пишет «Коммерсантъ», речь идет о Чечне, Ингушетии, Дагестане, Туве, а также Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Главы этих субъектов должны будут взять на себя обязательства по снижению разрыва между региональными доходами и расходами. За неисполнение этих обязательств их регионы могут оставить без дотаций.
Да, бюджетным законодательством дифференцируется субъекты Российской Федерации по степени дотационности. В зависимости от доли дотаций в доходах региональных бюджетов регионы имеют большее или меньшее число бюджетных прав и полномочий. Для высокодотационных регионов – тех, у которых доля дотаций в доходах бюджета в последние годы составляет свыше 40%, – должен устанавливаться целый ряд дополнительных норм. Они касаются, например, того, что не должны превышаться установленные нормативы расходов на государственную службу, то есть фактически на зарплаты чиновникам и на расходы, связанные с их содержанием. Кроме того, к таким высокодотационным регионам применяются и требования в части обязательного заключения проекта закона о бюджете регионов со стороны федеральных органов власти и предоставления на утверждение отчета об исполнении регионального бюджета.
Потенциал мер, которые могут предъявлять федеральные органы власти в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, не такой большой. В Бюджетном кодексе определены так называемые бюджетные меры принуждения, которые предусматривают, в частности, возможность прекращения или сокращения межбюджетных трансфертов, за исключением субвенций. Но в случае применения такой меры среди пострадавших окажутся граждане данных регионов, а не представители органов государственной власти. В этой связи идет достаточно долгая дискуссия о том, что нужно ввести более жесткую ответственность именно чиновников, принимающих законы о бюджете, в которых содержатся нарушения, чтобы в случае отклонений не пострадали именно граждане данного региона.
Инициатива, которая обсуждается сейчас, предполагает как раз введение персональной ответственности глав субъектов РФ, которые подписывают соглашение с федеральными органами исполнительной власти о получении трансфертов. Минфин РФ отчасти хочет перевести решение данного вопроса из сферы бюджетного регулирования в политическую.
Высокодотационными регионами являются субъекты с наименьшими поступлениями доходов в бюджет. Это целый ряд республик Северного Кавказа. Ингушетия долгие годы занимала первое место среди субъектов РФ по объему дотаций, также высокие параметры были у Чечни, Дагестана, ряда регионов юга Сибири, прежде всего у Тувы и Республики Алтай, у Камчатского края и в некоторые годы – у Крыма. Но в текущих условиях высокодотационными стали четыре новых субъекта, где показатели даже выше, чем в республиках Северного Кавказа. Поэтому именно к этим республикам сейчас отнесены соответствующие предложения о возможности введения более жесткой ответственности.
Сейчас речь идет о том, чтобы ввести ответственность на этапе еще не произошедших нарушений бюджетных норм и требований бюджетного законодательства. Поэтому, подписывая соглашение, регионы могут пойти на то, чтобы действительно оптимизировать свои расходы, попытаться мобилизовать доходы бюджетов и пойти на другие меры, ведущие к более ответственному управлению региональными финансами. Поэтому предложение о введении такой ответственности еще не гарантирует того, что главы данных регионов автоматически подпадут под какие-то карательные меры. Но создание возможности введения такого инструмента и является текущей инициативой со стороны Министерства финансов.
В соответствии с бюджетным законодательством это обязанность регионов – пойти на заключение соглашения, где определяются те или иные требования и положения. Не пойдя на подписание такого соглашения, регион автоматически подпадает под возможные действия бюджетных мер принуждения, а они касаются приостановления или сокращения трансфертов.