Поселки НАО остались без топлива на пороге зимы: почему сорван северный завоз в регионе?
Жители отдаленных населенных пунктов Ненецкого автономного округа (НАО) жалуются на задержку доставки топлива в рамках северного завоза. Прокуратура региона проводит проверку. После волны критики в местных пабликах и Telegram-каналах ситуацию прокомментировал губернатор Юрий Бездудный. Он объявил о создании рабочей группы, которая возьмет под контроль окончание северного завоза. Собеседники РК отмечают, что из-за сложных погодных условий завершение доставки топлива потребует серьезных финансовых затрат – уже появляются сообщения, что в некоторые поселки энергоресурсы завозят на вертолетах, что очень дорого. Сложившаяся ситуация создает серьезные риски для карьеры Бездудного, полагают эксперты.
Нет угля, дизеля и бензина
Ряд населенных пунктов Заполярного района НАО до сих пор не дождался доставки топливно-энергетических ресурсов в рамках северного завоза, который обычно проходит летом и в начале осени. При этом 24 октября власти сообщили о закрытии навигации. Согласно сводке администрации Заполярного района на 31 октября, без дизельного топлива остаются отдаленные поселки Несь, Чижа, Шойна, Кия, Выучейский, Ома, Бугрино. В трех поселках нет угля – людям нечем отапливать свои дома. А план доставки бензина в целый ряд населенных пунктов выполнен всего на 35%.
В соцсетях местные жители рассказывают, что в некоторые деревни топливо привозят вертолетом, что очень дорого.
Прокуратура Ненецкого автономного округа начала проверку. Надзорное ведомство оценит соблюдение органами власти и уполномоченными организациями требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом информации, размещенной в СМИ и социальных сетях.
Доставку энергоресурсов в период навигации 2023 года по заказу администрации Заполярного района выполняет Ненецкая нефтяная компания. Всего в рамках северного завоза в населенные пункты округа должны были доставить 21 тыс. тонн каменного угля, 8,2 тыс. кубов дров, 710,4 тонны топливных брикетов, 11 тыс. тонн дизельного топлива и 49 тонн бензина.
После волны критики в местных пабликах и Telegram-каналах ситуацию прокомментировал губернатор Юрий Бездудный. Он сообщил о создании специальной рабочей группы, в которую вошли представители администрации НАО, Заполярного района, прокуратуры и организаций-подрядчиков.
Рабочая группа, по словам Бездудного, возьмет под контроль окончание завоза.
Губернатор заверил, что в регионе «никто не замерзнет и без света не останется». «Все социальные объекты округа работают в обычном режиме. Во всех селах, где топливо еще не разгружено, работают представители Заполярного района, которые решают все возникающие проблемы», – заявил Бездудный.
Он также пообещал, что виновные в сложившейся ситуации будут наказаны.
В комментариях под постом губернатора в соцсети «ВКонтакте» жители округа замечают, что контроль над реализацией северного завоза надо было брать еще в сентябре.
Деньги есть, а результата нет
Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Архангельской области Вадим Трескин отмечает, что срыв северного завоза – это сегодня одна из главных проблем в НАО. Чтобы исправить ситуацию, потребуются серьезные финансовые и организационные затраты.
«В эти населенные пункты доставка идет только морем, сейчас там шторма, образование льда, поэтому судно даже не может пристать к тому месту, где его получится разгрузить. Обычно это все делается в короткие сроки – с июля по сентябрь, когда нет штормов и льда. Сейчас не самые лучшие условия. Почему не сделали вовремя, непонятно. Деньги на это есть. Видимо, причина в недостаточных организационных усилиях или головотяпстве», – рассуждает Трескин.
Он объясняет, что частные дома в отдаленных населенных пунктах НАО отапливаются углем или дровами, муниципальный фонд – через подстанции, которым необходим дизель. «Какие-то остатки с прошлого года были, но сейчас могут дотянуть до такой ситуации, когда придется завозить топливо вертолетами – и оно станет золотым», – констатирует Трескин.
По его мнению, проблемы с северным завозом создают серьезные риски для губернатора Бездудного.
Схожую точку зрения высказывает и политобозреватель Алексей Морозов.
«В свое время именно за срыв северного завоза был снят с должности губернатор Архангельской области Павел Балакшин (в 1996 году). Потом, правда, причину его отставки переформулировали как «по собственному желанию». После отставки губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова никто не может исключить, что ротация губернаторского корпуса перед выборами президента РФ продолжится», – отметил Морозов.