Ситуация с «санаторным делом» ведет к ослаблению позиций губернатора Владимирова
Генпрокуратура оспаривает решение Мосгорсуда, отменившего передачу государству 34 санаториев в районе Кавказских Минвод. Санатории принадлежали профсоюзам и были проданы. Решение суда оправдывает коррупцию, считают в прокуратуре. Судебное заседание по кассации назначено на 26 сентября, передает РБК.
Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, даже когда уже было известно, что Генпрокуратура подает иск, долгое время находился в тени и вообще не комментировал ситуацию, связанную с разбазариванием государственной собственности. На протяжении многих лет ряд недобросовестных руководителей санаториев, которые, используя серые схемы, выкупили у главы ФНПР Михаила Шмакова часть объектов, не вкладывали никаких собственных средств в развитие курортной инфраструктуры. Хотя в соответствии с федеральным законодательством эти курортные объекты должны служить людям исключительно в лечебных целях, ряд санаториев подвергся изменению: они ушли от прямого предназначения – лечения – к развлекательной сфере, ресторанному бизнесу и так далее.
Сложившаяся ситуация однозначно ведет к ослаблению позиций Владимирова в том плане, что он не держит ситуацию на контроле. В публичном поле он пытался продемонстрировать позицию, что он заступается за добросовестных руководителей санаториев, которые действительно развивали учреждения, вкладывали свои средства, увеличивали койко-фонд.
Достаточно пристальное внимание к развитию Кавминвод наблюдается со стороны не только Генпрокуратуры, но и Совета Федерации – ряда сенаторов, которые лично курируют территорию. Здесь хотел бы напомнить, что Счетная палата РФ на протяжении многих лет заявляет, что те деньги, которые государство выделяет на развитие Кавминвод, используются неэффективно. Этот факт лишний раз подтверждает, что в регионе запредельный уровень коррупции, ведь неслучайно, по данным той же Генпрокуратуры, Ставропольский край занимает второе место в России по коррупции. И когда региональные власти не справляются, приходится вмешиваться напрямую федеральному центру, что сейчас и происходит.
На фоне предстоящих президентских выборов в следующем году эта ситуация несет очень сильные репутационные риски для Владимирова. Но, зная его политику, можно предположить, что он, как всегда, не будет вмешиваться.
То, что Кавминводы могут выделить в федеральную территорию, – это не просто слухи или версии. Уровень поддержки федерального центра и актуальность вывода территории в федеральное подчинение никуда не делись. До 2030 года федеральный центр направил сюда дополнительно 50 млрд рублей для развития инфраструктуры. Сегодня Кавминводы – это территория, которая наиболее подвержена коррупции, воздействию на особо охраняемые природные территории, ухудшению экологической обстановки, провалам в развитии инженерной инфраструктуры (вода, дороги). А Кавминводы в первую очередь все же имеют не туристический характер, а курортно-лечебный. Из-за той антропогенной нагрузки, которая сегодня воздействует на территорию, мы можем потерять уникальность Кавминвод. Вполне логично, если с целью защиты федеральный центр выведет территорию в федеральное подчинение по примеру «Сириуса». Этот вопрос стоит остро, он никуда не делся. Скорее всего, после президентских выборов будут какие-то подвижки ряда федеральных должностных лиц в этом направлении.
Высока вероятность, что ситуация с переводом санаторно-курортных учреждений является неким шагом в этом направлении. Однако не думаю, что сегодня санатории в этом решении играют важную роль. Кавминводы самостоятельно обеспечивают себя лишь в районе 15% бюджета, поэтому тут исключительно бюджетная зависимость от краевого центра, а в случае перехода – от Москвы. Но это крупнейшая агломерация на Северном Кавказе, там проживают свыше 1 млн человек, находится стратегический аэропорт, который сегодня особенно важен в контексте закрытия ряда южных аэропортов.