Огненная катастрофа в Геленджике: почему не удалось избежать масштабного пожара в природном парке


Лесной пожар в Геленджике уничтожил флору и фауну на площади 118 га. Восстановление не только потребует многомиллионых вложений, но и продлится не один десяток лет. Предполагаемый виновник пожара задержан, возбуждено уголовное дело. Однако в медиапространстве выдвигаются версии, из которых следует, что катастрофических последствий можно было избежать, приняв противопожарные меры до ЧП и своевременно совершив определенные действия – после. Выполняют ли власти обязательства по организации пожарной безопасности и грозит ли им произошедшее репутационными потерями – в сюжете РК.

Самый крупный пожар за восемь лет

Пожар на склоне Маркотха в Геленджике полностью ликвидирован, однако оценить масштабы ущерба для лесного фонда еще только предстоит. Об этом сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, подчеркнув, что одно можно сказать точно: лес будет восстанавливаться очень долго.

Начался пожар 29 августа. Сначала площадь не превышала 1,5 га, но затем огонь распространился на 118 га. К тушению привлекались самолеты Бе-200, вертолеты Ми-8 МЧС России, почти 450 спасателей, коммунальщики, лесники, депутаты, добровольцы из соседних муниципалитетов. Осложнялась работа пожарных сильным ветром, порывы которого достигали 30 м/с, и сложным рельефом местности. В Геленджике это самый крупный лесной пожар с 2015 года.

Огонь не затронул туристические объекты, все средства размещения в Геленджике работали в штатном режиме.

Как сообщает «Коммерсантъ», к вечеру вторника уже был пойман предполагаемый виновник пожара. Это 40-летний местный житель, который подрабатывает сбором и сдачей металлолома и хранит его в лесном массиве на окраине Геленджика. Днем 29 августа он развел костер и бросил в него моток медного провода, чтобы уничтожить изоляцию. Пламя перекинулось на траву, а затем на лес. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье об уничтожении или повреждении лесных насаждений.

Эколог-биолог Вениамин Голубитченко в комментарии 93.ru заявил, что урон экосистеме нанесен огромный, так как загорелись очень редкие леса, которые есть только на узком участке побережья между Анапой и Дивноморским. Кроме того, по его словам, могло погибнуть много животных – не только те, что попали в эпицентр пожара, но и те, что успели зарыться в норы, – из-за сильного задымления, угарного газа и нехватки кислорода.

Член экологической комиссии СПЧ при губернаторе Краснодарского края Евгений Витишко рассказал «Коммерсанту», что при локализации «вспышки» не были приняты необходимые меры, способные сдержать распространение огня. Кроме того, он допускает, что не были приняты и противопожарные меры, такие, как, например, опашка противопожарной полосы. Витишко добавил, что у парка «Маркотх», который занимает часть сгоревшей территории, нет руководства, поэтому никто не контролирует эту местность.

Чем ЧП обернется для властей?

Политобозреватель Андрей Гусий считает, что ущерба для позиций городских и краевых властей по итогам ЧП не будет, так как они активно включились в процесс тушения, да и возгорание имеет бытовой характер. Но есть моменты, на которые Гусий призывает обратить внимание.

«Первый: как виновник вообще оказался в этом месте, да еще и обжигал кабель, ведь черный дым видно издалека? И здесь вопрос можно адресовать, например, казачеству, которое ежегодно отчитывается, что все маршруты и потенциально опасные места патрулируются. Я бы на месте властей посмотрел, кто был ответственным за участок», – говорит Гусий.

Второй момент касается восстановления леса. По мнению эксперта, на самотек этот вопрос пускать нельзя и власти должны приложить усилия, чтобы ускорить восстановление.

Главный редактор газеты «Общество и Экология» Сергей Лисовский рассказывает, что в 1990-е годы лесная охрана была ослаблена, но потом власти поняли, что это направление надо усиливать. Однако к такому выводу пришли, видимо, не во всех регионах.

Помимо непонимания региональной властью экологических вопросов, есть и еще одна проблема – халатность людей и отсутствие экологической культуры. И эту проблему тоже надо решать.

«Таким образом, фактически у нас есть три направления для работы по усилению пожарной безопасности. Во-первых, роль и усилия самой региональной власти. Во-вторых, повышение экологической культуры граждан. В-третьих, работа с диверсионными группами, которые могут специально поджигать леса. Хочу отметить, что нужно работать на упреждение, все делать своевременно, тогда можно избежать подобных ситуаций», – подытоживает эксперт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: