В сфере автотуризма нужна адекватная нормативная база – работа комиссии Госсовета в этом направлении своевременна
Рабочая группа по развитию авто- и мототуризма профильной комиссии Госсовета РФ под руководством губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко разработает концепцию по соответствующей теме. Участники группы уже учли проблемы в этой отрасли, озвученные 50 регионами России, и пути их решения, включая улучшение инфраструктуры и нормативной базы, а также повышение безопасности.
Направление автотуризма существовало всегда. Часть наших туристов любит путешествовать на автомобилях, на мотоциклах, есть даже веломаршруты малой протяженности.
Когда президент РФ Владимир Путин говорил о маршруте от Санкт-Петербурга до Владивостока, думаю, он имел в виду, что вся территория нашей страны должна быть доступна для путешествий в таком формате. В основном востребованы короткие маршруты: между большими городами, или в направлении российского юга, или к ближайшим соседям. Например, для Москвы одно из самых массовых направлений для автомобильных путешествий – это «Золотое кольцо», там есть десятки вариантов, короткие и длинные маршруты. Такие маршруты представляют интерес именно для массового туризма, а чтобы поехать далеко, надо иметь железное здоровье.
Законодательная инициатива в этой сфере очень своевременна. Надо привести в соответствие нормативные документы, зафиксировать, что такое «автотуризм», «караван», «кемпинг», какими возможностями по оказанию услуг этот кемпинг должен располагать. Например, могут туристы ставить свою палатку на территории или должны отдыхать только в помещениях кемпинга (на что он, конечно, рассчитывает). Также важен вопрос безопасности: не во всех регионах безопасно поставить палатку на ночь возле автомобиля на трассе. Наверное, должны быть предусмотрены специальные площадки – охраняемые, огороженные, чтобы туда не попадали случайные люди.
При этом я бы не сказал, что автотуризм – это массовое явление. В основном путешественники хотят быстро добраться до места отдыха, а также есть территории, куда все-таки проще долететь, чем доехать на автомобиле. То есть сама поездка – это только способ добраться до нужного места, а не развлечение. Так что все-таки это история про относительно короткие переезды и недлинные маршруты.
На рост востребованности этого вида туризма влияет комплекс факторов. Тут и цена бензина не на последнем месте. В целом путешествие на машине дешевле, чем на самолете, если ехать большой семьей, то можно сэкономить внушительную сумму. То есть это относительно экономичный способ путешествия. Минус в том, что водитель сильно устает, ему непросто на длинных маршрутах.
Таким образом, развитие придорожной инфраструктуры и улучшение сервиса помогут сделать путешествия на автомобиле комфортнее, но не думаю, что в результате туристов, выбирающих такой способ передвижения, станет в разы больше. Вопросов действительно очень много, думаю, комиссия Госсовета подготовит адекватную нормативную базу для авто- и мототуризма.