Программы кандидатов на выборах мэра Москвы: ярмарка обещаний или реальный план развития города


Партии определились со своими кандидатами на выборы мэра Москвы, а кандидаты определились с программами. Фактически предвыборная кампания началась.

Программа – это квинтэссенция позиции партии (кандидата) по основным задачам, ответ на вопрос, что изменится, если данного кандидата, данную партию выберут. Следовательно, программа определяет основные направления пропаганды и агитации.

То, что современный человек длинных текстов не читает, не значит, что программы не нужны, а значит, что нужно учитывать это и адаптировать программы к новым условиям. Кстати, московские политики это уже сделали: упор сделан не на письменные программы, а на программные заявления на партийных конференциях и в СМИ.

В конечном счете можно утверждать, что программы во многом определяют ход будущих выборов.

Программа Леонида Зюганова (КПРФ): возврат в прошлое?

Предвыборная программа кандидата Зюганова (озвучена на партийной конференции) будет основываться на цели-слогане «Вернуть будущее», что означает, что в случае победы коммунистов у людей в Москве появится будущее.

Определены два основных направления работы – градостроительная политика и возрождение московской промышленности.

В градостроительной сфере предлагается ввести мораторий на коммерческую застройку до тех пор, пока не будет достигнут баланс с наличием социальных объектов. Эта мера проста – запрет всегда прост, она соответствует коммунистической идеологии: ограничение прав частных застройщиков. Главное, что она вызовет понимание и поддержку у тех жителей столицы, кто замучился от строительства «в шаговой доступности» от собственного дома и кто боится перегрузки социальной инфраструктуры – нехватки мест в садиках и школах. Так что это электорально эффективная позиция.

Вот со вторым тезисом, а он, на наш взгляд, ключевой, все гораздо сложнее. Леонид Андреевич предлагает ввести мораторий на перепрофилирование промышленных территорий, который предусматривает сохранение всех промышленных комплексов, в первую очередь военно-промышленного комплекса.

Проще говоря, везде, где стоят заводы, должны работать заводы. Но беда в том, что в городе, где дорогая земля и дорогая рабочая сила, промышленность нерентабельна: слишком высоки затраты на производство. Леонид Андреевич это понимает. Поэтому он предлагает снизить, а лучше обнулить арендную плату для промышленности за пользование землей и помещениями. Но, во-первых, если предприятия платить не будут, то за это все равно кто-нибудь заплатит, ничего бесплатного в жизни не бывает. А во-вторых, и это главное, «бесплатная земля» полностью проблему не решает, остается еще высокая цена труда. Вряд ли Леонид Андреевич собирается завозить гастарбайтеров – москвичи бы такого захода не поняли. Значит, есть только один выход: повышение производительности труда. В случае Москвы для этого потребовалась бы новая промышленная революция. И вроде бы Зюганов говорит о связи производства с наукой, о развитии науки в Москве и так далее.

Но вот что интересно: политик говорит о моратории на перепрофилирование. Но модернизация – это в сегодняшних условиях неизбежное перепрофилирование, нужны наукоемкие производства, а значит, нужна новая промышленная революция, но Зюганов таких терминов не использует. И думаю, что это не случайность, не ошибка, а точный расчет.

Это не программа преобразования Москвы, это программа привлечения электората, чтобы он проголосовал за коммунистов. А базовый электорат коммунистов хочет вернутся в советское прошлое – восстановить советский идеал. Программу можно назвать не «Вернем будущее» а «Вернемся в прошлое».

И с этой позиции некоторая нелогичность вполне логична. Прошлому не нужна модернизация, нужно замораживание – мораторий.

Вывод: перед нами не программа развития Москвы – стратегический документ, а политический документ, созданный для предвыборных целей. Кстати, именно поэтому там так мало пунктов: не стоит перегружать электорат.

Программа Дмитрия Гусева (СРЗП): особая электоральная логика

Перед Гусевым и партией в целом стояла сложная задача – быть левым и качественно отличатся от коммунистов. И Гусев с этой задачей справился. Причем именно за счет программы, озвученной им в интервью «России 24».

В ней, как и в программе коммуниста Зюганова, две задачи, но они совершенно другие.

Первая задача – это укрепить безопасность в столице. А для этого, во-первых, научить москвичей, как вести себя в экстремальных ситуациях, чтобы каждый знал, что должен делать именно он, а во-вторых, многократно увеличить число видеокамер в Москве.

Вторая цель – ужесточение миграционной политики. Квоты для мигрантов из Средней Азии. Причем квоты должны быть определены на основе анализа потребности трудового рынка Москвы. В конечном счете нужно вообще отказываться от мигрантов и отдавать рабочие места нашим гражданам с новых территорий.

Кроме этих двух основных пунктов есть и еще один – выравнивание уровня жизни в центре и на окраинах города.

Казалось бы, все эти пункты слабо связаны. Но с точки зрения электоральной логики они прекрасно связаны.

Кто такие избиратели СРЗП? Это левая и левоцентристская интеллигенция, которая не хочет в прошлое, но хочет комфортно жить в настоящем, иметь гарантированную безопасность рабочие места и равные возможности окраины и центра. Так что перед нами еще один чисто политический документ, рассчитанный на другой сегмент избирателей.

 Программа Бориса Чернышова (ЛДПР): расчет на эмоции

Предвыборный трехстраничный текст Чернышова – это не совсем программа. Это, скорее, эмоциональный монолог, причем такой, который подталкивает тебя к диалогу. В этом стилистика ЛДПР, партии, сторонники которой привыкли не оппонировать к власти, а решать вопросы совместными усилиями. Такие люди особенно популярны на востоке страны. Москвичи не такие резкие, но и здесь есть какое-то количество сторонников элдэпээровского стиля. На них ориентирован текст Чернышова. В его документе есть тезисы обещания.

Во-первых, «Москву нельзя делить на своих и чужих, у нас цель одна, общая – создать комфортную городскую среду для всех жителей».

Во-вторых, «Здесь самые удобные сервис, транспорт, система здравоохранения. Но при этом проблем все равно хватает. Я потому и иду в мэры, чтобы решить эти вопросы. И, думаю, решу».

И наконец, в-третьих, «Сейчас москвичей часто обманывают и лгут им – меня это не устраивает <…>. Я сделаю все, чтобы москвичей перестали травить. Шумом, нитратами, ржавой водой, проблемами с ЖКУ. Будем бороться с подобным хамством».

Конкретики, как видим, тут немного, но эмоциональный накал огромный. Расчет строится на эмоциях, на том, что все обиженные пойдут за ЛДПР, не очень понимая куда, но на борьбу с обидчиками.

Программа Даванкова («Новые люди»): по западным учебникам

По сути, это не программа – это, скорее, набор принципов поведения: ни четких проблем, ни тем более четких решений там нет. Но как механизм привлечения удержания электората этот документ сработает. Все снова строится на учете специфики избирателя «Новых людей». Это молодой бизнесмен или тот, кто мечтает стать богатым. Такой человек привык учиться по американским учебникам, а стиль Даванкова очень похож на них. Кроме того, молодой западник в России ищет не близких идей, а похожих на себя людей. Так что автопортрет Даванкова может сработать для привлечения электората лучше любой программы. А других задач у этого документа нет.

Программа Собянина: реальная стратегия развития Москвы

Это большой документ, имеющий сложную структуру.

Цели

  1. Обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
  2. Централизованное, сквозное и прозрачное управление городом.
  3. Повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства.

Для реализации этих целей определены направления развития.

1. Человеческий и социальный капитал. Создание единого цифрового пространства для улучшения здоровья, увеличения продолжительности жизни, обеспечения социальной поддержки, повышения уровня образования и культурного уровня москвичей. Улучшение доступности и качества оказываемых услуг в образовательной, медицинской, социальной и культурной сферах за счет внедрения цифровых технологий.

2. Образование. Реализуется проект «Школа новых технологий», в рамках которого учащиеся и педагоги получают доступ к ИТ-компетенциям, ученики создают ИТ-решения, которые используются в реальной жизни.

3. Социальная сфера. Развитие электронных государственных услуг социальной поддержки граждан.

Такие же пункты есть по культуре, городской среде, градостроительству и остальным сферам жизни.

Какое общее впечатление производит эта программа?

Впечатление целостности и полноты. Это не политическая программа, которыми были четыре предыдущие, направленные исключительно на сбор и консолидацию голосов. Это управленческая программа: отчет о сделанном и план на будущее. И в этом принципиальное отличие программы Собянина. Это не элемент политической борьбы, а инструмент управления городом.

Но мне скажут, что Собянину легко создавать стратегические программы: к его услугам аппарат правительства Москвы и его наработки. Это так. Но вот вопрос: кто создал этот аппарат и по чьему приказу делались эти наработки?

Так что в данном случае аппаратные возможности Собянина – заслуга его самого.

Но главное даже не в этом. Судя по программам, все соперники Собянина остались крупными уважаемыми политиками – борцами за власть. А действующий мэр – это государственный деятель, человек, употребляющий власть на благо города.

И это различие будет очень значимым на выборах.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: