1.Федеральная политика в отношении регионов

 1.В ходе мероприятий июня 2023 года Владимиром Путиным был сделан серьезный акцент на поддержке малого и среднего бизнеса. Примечательны не только тезисы президента, представленные в ходе Петербургского экономического форума, по поводу минимизации проверок в отношении предпринимателей (такая инициатива имеет наибольшее значение именно для малого и среднего бизнеса), но также настоятельное напоминание главы государства регионам в ходе Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени» о необходимости подготовки «своих программ продвижения местных торговых марок». В  преддверии президентской кампании вероятны как более плотное вовлечение региональных властей в обсуждение мер поддержки малого и среднего бизнеса (в том числе на площадках Госсовета и «Единой России»), так и более жесткая реакция Кремля на злоупотребления муниципальных и региональных в отношении предпринимателей этого уровня. Вероятно, дополнительным мотивом для внимания Кремля к этим проблемам становится и роль малого и среднего бизнеса в волонтерском движении и реализации инициатив в сфере поддержки участников спецоперации и членов их семей.

2.Поручение президента расширить программу льготного кредитования строительства туристической инфраструктуры на местах, с которым глава государства выступил в ходе ПМЭФ, дополнительно повышает уровень конкуренции между регионами за получение поддержки в рамках подобных программ. Вероятно, особое внимание этой теме, как и в 2022 году, будет уделено в ходе Восточного экономического форума в сентябре. Можно предположить, что наиболее перспективные проекты в рамках развития туристической инфраструктуры могут стать фактором экспансии представителей крупного бизнеса из наиболее финансово благополучных (в том числе курортных) регионов в более экономически проблемные, влияя и на внутриэлитный баланс в таких субъектах РФ.

3. Внимание Кремля к вопросам развития речного судоходства может стать важным драйвером развития как индустриальных центров, так и перспективных логистических узлов. Показателен упомянутый мэром Москвы Сергеем Собяниным в ходе совещания, прошедшего под председательством Владимира Путина, инвестпроект по строительству верфи для производства трех видов судов, а также инициативы губернатора Самарской области Дмитрия Азарова о создании в регионе портово-логистического хаба для коридора «Север-Юг». Акцент на поддержку этой отрасли, вероятно, станет дополнительным фактором поддержки для ряда регионов Центрального и Приволжского федеральных округов уже в перспективе 2024-2025 годов – можно вспомнить, например, поручение президента обратить внимание на реконструкцию канала имени Москвы. Значение же дальнейшего развития потенциала транспортных коридоров в целом становится мотивом для дополнительного внимания Кремля к поддержке значимых центров морского судостроения – от Дальнего Востока до регионов Северо-Запада, например, Ленинградской области, где еще в 2021 году был создан территориальный судостроительный кластер.

4. Остаются в приоритетной повестке проблемы транспортной доступности новых регионов, рассмотренные в рамках рабочей встречи президента с главой Минтранса Виталием Савельевым и гендиректором – председателем правления «РЖД» Олегом Белозеровым. Транспортные проекты могут стать дополнительным драйвером для инфраструктурного развития и для соседних субъектов в Южном и Центральном федеральных округах. При этом стратегическое значение реализации таких проектов может стать еще одним мотивов для кадровых перестановок в федеральных ведомствах и госкорпорациях, связанных с транспортной и строительной отраслями, в преддверии или непосредственно после президентской кампании 2024 года.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Наиболее заметные изменения внутриэлитного баланса ожидаемо наблюдаются в тех субъектах, в которых региональные и значимые муниципальные предвыборные кампании должны состояться в сентябре 2023-го или в 2024 году.

1.Выдвижение или подготовка к выдвижению кандидатов в преддверии избирательных кампаний традиционно приводит к интенсификации или закрепляет промежуточные результаты внутриэлитного дрейфа на региональном уровне. 

Одним из наиболее заметных событий этого плана стало включение спикера Верховного Совета Хакасии Владимира Штыгашева в первую тройку списка КПРФ, а также выдвижение по одномандатному округу № 9 на выборах в региональный парламент. Кроме того, показательно сделанное в июне 2023 года заявление зампреда Ярославского областного отделения «Справедливой России – за правду» Сергея Хабибулина о планах выдвижения на выборах в заксобрание от этой партии депутатов регионального парламента Владимира Денисова (ранее исключенного из фракции «Единая Россия»), а также вышедших из КПРФ в этом году Шакира Абдуллаева и депутата Заволжского сельского поселения Татьяны Шаминой. В Ивановской области о выходе из КПРФ объявила депутат регионального парламента Юлия Лобкова, а также депутат Кинешемской городской думы Вера Ложкина.

Ситуация в Ярославской области и Хакасии – пример попыток строительства более широкой коалиции региональных элит на базе самого сильного из оппозиционных игроков. Например, в случае с Хакасией заметно влияние Владимира Штыгашева в Таштыпском и  Бейском районах республики. Кроме того, одним из маркеров стремления КПРФ сформировать более широкую элитную коалицию становится и включение в ее предвыборный список по республике других беспартийных политиков, например, главы Комитета по бюджету и налоговой политике Верховного Совета региона Олега Иванова и адвоката Олег Земцова (заняли 4-е и 5-е место в списке на выборах в региональный парламент, а Олег Иванов также возглавил список коммунистов на выборах в горсовет Абакана).

Региональные оппозиционные коалиции, как правило, отличаются неустойчивостью. Независимо от итогов выборов вероятность дробления таких коалиций (то есть выхода из соответствующих фракций беспартийных политиков) в первый год после Единого дня голосования-2023 будет достаточно заметной.

«Единую Россию» в предвыборных регионах «элитная» активность оппозиционных партий будет подталкивать к шагам по дополнительному расширению внутриэлитных коалиций, на которые они опираются – за счет более плотного вовлечения в кампанию партии влиятельных представителей бизнеса и муниципальных игроков.  Такие шаги уже были предприняты на старте кампании. Отметим, например, включение в первую тройку предвыборного списка партии по Хакасии Абрека Челтыгмашева, главы Аскизского района, – одного из наиболее населенных муниципальных районов республики, где около половины жителей составляют хакасы. Но шаги по расширению внутриэлитной коалиции вокруг «Единой России» и более плотному вовлечению наиболее влиятельных фигур регионального и местного уровня в ее кампанию, скорее всего, продолжатся и в течение июля-августа 2023 года (прежде всего в Хакасии, где совмещены несколько значимых предвыборных кампаний).

2.В тех регионах, в которых ранее состоялась отставка прежних губернаторов и назначение врио, дрейф элит затрагивает и федеральных парламентариев, связанных с такими субъектами. Показательно обсуждение, в том числе в федеральных СМИ, версий о вероятности ухода из Совета Федерации Елены Мизулиной, представляющей в верхней палате парламента Омскую область. Или победу на праймериз «Единой России»  по отбору кандидатов для участия в довыборах в Госдуму по Дивногорскому одномандатному округу № 56  и.о. заместителя губернатора Красноярского края, бывшего главы краевого центра Сергея Еремина.

Во второй половине 2023 –первые месяцы 2024 года возможен переход и других управленцев из регионов-«доноров кадров», где сменились губернаторы (прежде всего из Красноярского края) как на федеральный уровень, так и на руководящие посты в других субъектах. Нельзя исключать перехода таких управленцев на губернаторские посты в других регионах в ходе ротаций осенью 2023 или весной 2024 года.

3.В субъектах со сложной внутриэлитной конфигурацией постепенно активизируется подготовка к региональным и муниципальным избирательным кампаниям 2024 года. Один из примеров — Челябинская область, где вероятное избрание Олега Гербера на пост спикера заксобрания вместо ушедшего на пост заместителя губернатора Александра Лазарева может дополнительно укрепить позиции главы субъекта Алексея Текслера с точки зрения влияния на региональный парламент.

Системный характер имеет инициатива об изменении порядка формирования Челябинской городской Думы, предполагающая возвращение прямых выборов депутатов этого уровня и упразднение районных представительных органов. Проведение выборов в Челябинскую гордуму по более крупным округам, чем было в случае с районными представительными органами, создаст необходимость более масштабных вложений в кампанию либо более активной демонстрации имиджевого и лоббистского потенциала кандидатов. Такая ситуация может стимулировать выдвижение в ходе муниципальных выборов-2024 в этом городе более широкого круга ресурсных кандидатов, а также повысить заинтересованность многих выдвиженцев во взаимодействии с региональными властями. Это, в свою очередь, может стать выигрышным фактором для Алексея Текслера в ходе губернаторской кампании, в том числе усиливая его позиции в рамках переговоров с местными элитами.

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды июля-августа 2023 года

 1. Усиление внимания Центра к социальной повестке (отметим представленные на ПМЭФ социальные инициативы Владимира Путина, а также прошедшее под председательством губернатора Новгородской области Андрея Никитина заседание Комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика»), вполне вероятно, будет сопровождаться дополнительной активизацией расследований в отношении чиновников, курирующих социальные вопросы, а также руководства бюджетных учреждений в регионах. Возможно, дополнительное внимание в рамках такой антикоррупционной политики будет уделено наиболее экономически проблемным субъектам, в том числе республикам Северного Кавказа. Вспомним, что одно из наиболее резонансных расследований коснулось вице-премьера Карачаево-Черкессии Ирины Гербековой — в связи с предполагаемыми эпизодами в период ее работы в должности главврача республиканской клинической больницы.

2. Мятеж ЧВК «Вагнер», а также сообщения ФСБ о предотвращении покушения на главу Республики Крым Сергея Аксенова, скорее всего, станут дополнительными мотивами для более активного взаимодействия между губернаторами и силовыми структурами, причем не только в приграничных субъектах, но и в регионах, где расположены ключевые транспортные узлы и, возможно, наиболее значимые нефтегазовые месторождения. В этих условиях может возрасти роль как заместителей губернаторов, курирующих вопросы безопасности, так и полпредов президента в федеральных округах в рамках координации между региональными властями и силовыми ведомствами.

3. Вероятно усиление внимания федеральных деятелей к дальневосточным регионам. Скорее всего, пик рабочих поездок представителей федеральных властей в такие субъекты придется на период с конца июля по начало сентября 2023 года и, вероятно, затронет ключевые предвыборные регионы (прежде всего Приморский край и Якутию), а также иные территории с наиболее заметными экологическими проблемами и риском обострения пожароопасной обстановки. В рамках дальневосточной повестки, продвигаемой Кремлем, акцент может быть сделан на расширение социальной инфраструктуры, поддержку малых населенных пунктов и развитие туристического потенциала таких регионов.

4. В июле-августе можно ожидать активной работы с предвыборными регионами Минсельхоза, причем не только с ключевыми аграрными субьектами, но также с индустриальными центрами — с учетом задач по обновлению парка сельхозтехники и строительству отечественных крупнотоннажных сухогрузов, о чем министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев вновь напомнил в ходе ПМЭФ. Возможно, в рамках формирования позитивной повестки не только региональных, но и  президентских выборов дополнительный акцент может быть сделан на роли субъектов, ранее не воспринимавшихся в качестве ключевых центров АПК,  в обеспечении продовольственной безопасности страны. Один из примеров – состоявшийся в июне визит главы аграрного ведомства в Тюменскую область, в ходе которого, в частности, был затронут вопрос работы в регионе 4 современных селекционных центров.

5. Приближение президентской кампании подталкивает партии к использованию региональных выборов для создания информационных поводов, ориентированных скорее на федеральные медиа и информационное поле. Одним из примеров является выдвижение Виктора Бута в качестве кандидата от ЛДПР в заксобрание Ульяновской области (во главе территориальной группы №10 в партсписке) и горсовет Красноярска (вторым номером в общегородской части списка). Пока медийное значение этого решения представляется более перспективным, чем электоральное: Бут узнаваем, но слабо ассоциируется с актуальной для консервативного избирателя повесткой, поэтому его участие в кампании само по себе вряд ли может привлечь значительное число голосов в пользу ЛДПР. Активные шаги по созданию таких федеральных инфоповодов в июле-августе 2023 года будут предприниматься системными партиями, прежде всего в ходе кампании по выборам мэра Москвы, в которой участвует относительно статусный состав кандидатов от парламентской оппозиции (два вице-спикера, а также первый замглавы фракции в Госдуме).

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Проведение Петербургского экономического форума и реализация новых инвестпроектов, модернизация инфраструктуры на местах, мятеж Пригожина и ситуация в зоне проведения спецоперации, стихийные бедствия и расследования в отношении региональных чиновников входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в июне 2023 года.

Усиливается влияние губернатора Тульской области Алексея Дюмина (с 7-го на 3-е место) — на фоне новой волны слухов о его возможном переходе на должность федерального уровня. Ранее позитивные информационные поводы для этого губернатора также создал визит в регион вице-премьера Татьяны Голиковой. Восходящий тренд затрагивает позиции губернаторов, вынужденных работать в более сложных условиях в период прохождения через территорию возглавляемых ими регионов мятежных подразделений ЧВК «Вагнер»:  главы Ростовской области Василий Голубева (с 32-го на 28-е место), Воронежской области Александра Гусева (с 57-го на 54-е место),  Липецкой области Игоря Артамонова (с 71-го на 69-е место).

Визит Владимира Путина в Дагестан и проведение президентом совещания по развитию туризма в Дербенте создает позитивные информационные поводы для главы республики Сергея Меликова (с 28-го на 25-е место). После рабочих встреч с президентом укрепляются позиции губернатора Орловской области Андрея Клычкова (с 86-го на 77-е место) и главы Магаданской области Сергея Носова (с 48-го на 46-е место). Усиливается влияние губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 12-го на 10-е место) – так, в ходе ПМЭФ Владимир Путин назвал ЯНАО в числе регионов, которые «добились наибольшего прогресса в национальном рейтинге инвестиционного климата».

Проведение в Уфе X Форума регионов России и Белоруссии способствует усилению влияния главы Башкирии Радия Хабирова (с 24-го на 21-е место). Также усиливается влияние губернатора Приморского края Олега Кожемяко (с 26-го на 23-е место) – в частности, на заседании президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока были одобрено льготное финансирование проекта строительства рыбного порта на полуострове Назимова. После рабочей встречей с вице-премьером Александром Новаком, в ходе которой обсуждалась реализация комплексного плана энергоснабжения реализуемых в регионе инвестпроектов до 2025 года, укрепляются позиции главы Республики Тыва Владислава Ховалыга (с 88-го на 87-е место).

Укрепляются позиции большинства врио глав регионов. Рабочие поездки первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко в Донецкую народную республику становятся позитивным фактором для врио главы региона Дениса Пушилина (с 17-го на 13-е место). Кроме того, позитивными для Пушилина, а также для врио главы Запорожской области Евгения Балицкого (с 40-го на 34-е место) и врио губернатора Херсонской области Владимира Сальдо (с 44-го на 41-е место) становится решение президиума Правительственной комиссии по региональному развитию одобрить заявки новых субъектов на специальные казначейские кредиты для модернизации коммунальной инфраструктуры:  11,5 млрд рублей для ДНР, 2,5 млрд для Запорожской и 2 млрд – для Херсонской области.  После рабочей поездки в Омскую область вице-премьера-главы Минпромторга Дениса Мантурова, принявшего участие в запуске ряда новых предприятий, укрепляются позиции врио главы субъекта Виталия Хоценко (с 60-го на 55-е место). Подписание на полях ПМЭФ соглашения о сотрудничестве с «Роснефтью» о реализации проекта «Восток ойл», освоении Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений, модернизации Ачинского нефтеперерабатывающего завода усиливает влияние врио губернатора Красноярского края  Михаила Котюкова (с 62-го на 56-е место).

По итогам ПМЭФ усиливается влияние главы Челябинской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексея Текслера (с 13-го на 12-е место) – в частности, губернатор представил предложения по финансовому обеспечению опережающего роста российской экономики, а также заключил ряд соглашений, например, о развитии Транспортно-логистического комплекса «Южноуральский».

Сделанное на полях ПМЭФ заявление о реализации в Адыгее более 30 инвестпроектов с суммарным объемом инвестиций 72,3 млрд рублей становится укрепляет позиции главы республики Марата Кумпилова (с 69-го на 65-е место). Укрепляются позиции главы региона Сергея Аксенова (с 16-го на 14-е место).

При этом на фоне активизации боевых действий в зоне проведения военной спецоперации нисходящий тренд затрагивает позиции ряда приграничных регионов –  главы Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 10-го на 15-е место) и губернатора Курской области Романа Старовойта (с 22-го на 24-е место).

Сход селевых потоков в ряде районов Северной Осетии становится фактором ослабления позиций главы республики Сергея Меняйло (с 23-го на 33-е место).  Попытка проведения в административном центре региона митинга жильцов аварийных домов  становится проблемным информационным поводом для главы Якутии Айсена Николаева (с 25-го на 26-е место). После задержания и заключения под домашний арест вице-премьера Карачаево-Черкессии Ирины Гербековой заметно ослабевают позиции главы республики Рашида Темрезова (с 52-го на 62-е место).

 

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в мае Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1  

1

 

9,51

Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2  

2

 

8,12

Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

3  

7

 

7,72

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
4  

4

 

7,39

Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

5  

3

 

7,28

Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
6  

5

 

7,16

Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7  

6

 

7,03

Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

8  

8

 

6,73

Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

9  

9

 

6,63

Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
10  

12

 

6,56

Дрозденко Александр Юрьевич  

Губернатор Ленинградской области

11  

11

 

6,55

Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
12  

13

 

6,54

Пушилин Денис Владимирович
И.о. главы Донецкой Народной Республики
13  

17

 

6,52

Аксёнов Сергей Валерьевич                               

Глава Республики Крым

14  

16

 

6,51

Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
15  

10

 

6,50

Алиханов Антон Андреевич                          

Губернатор Калининградской области

16  

15

 

6,48

Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
17  

14

 

6,47

Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
18  

19

 

6,45

Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

19  

18

 

6,44

Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

20  

20

 

6,43

 

Сильное влияние

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
21  

24

 

6,42

Пасечник Леонид Иванович
И.о. главы Луганской Народной Республики
22  

21

 

6,40

Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
23  

26

 

6,38

Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
24  

22

 

6,37

Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
25  

28

 

6,35

Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
26  

25

 

6,33

Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
27  

30

 

6,31

Голубев Василий Юрьевич     

Губернатор Ростовской области

28  

32

 

6,26

Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
29  

31

 

6,24

Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
30  

29

 

6,22

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
31  

27

 

6,21

Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
32  

33

 

6,20

Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
33  

23

 

6,18

Балицкий Евгений Витальевич
И.о. губернатора Запорожской области
34  

40

 

6,17

Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
35  

42

 

6,16

Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
36  

41

 

6,14

Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
37  

46

 

6,13

Лимаренко Валерий Игоревич    

Губернатор Сахалинской области

38  

38

 

6,12

Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
39  

35

 

6,10

Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра

 

40

 

39

 

6,09

Сальдо Владимир Васильевич
И.о. губернатора Херсонской области
41  

44

 

6,07

Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
42  

34

 

6,06

Парфенчиков Артур Олегович  

Глава Республики Карелия

43  

36

 

6,04

Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
44  

37

 

6,03

Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
45  

45

 

5,99

Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
46  

48

 

5,97

Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
47  

43

 

5,95

Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
48  

47

 

5,93

Богомаз Александр Васильевич   

Губернатор Брянской области

49  

50

 

5,90

Бочаров Андрей Иванович  

Губернатор Волгоградской области

50  

51

 

5,89

 

Среднее влияние

Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
51  

53

 

5,87

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
52  

49

 

5,84

Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
53  

54

 

5,83

Гусев Александр Викторович  

Губернатор Воронежской области

54  

57

 

5,81

Хоценко Виталий Павлович
И.о. губернатора Омской области
55  

60

 

5,79

Котюков Михаил Михайлович
И.о. губернатора Красноярского края
56  

62

 

5,78

Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
57  

56

 

5,77

Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
58  

58

 

5,75

Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
59  

55

 

5,74

Егоров Максим Борисович
Глава администрации Тамбовской области
60  

61

 

5,72

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
61  

59

 

5,70

Темрезов  Рашид Бориспиевич 

Глава Карачаево – Черкесской Республики  

62  

52

 

5,69

Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
63  

64

 

5,67

Кузнецов Владислав Гариевич
И.о. губернатора Чукотского АО
64  

63

 

5,66

Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
65  

69

 

5,65

Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
66  

65

 

5,63

Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

67  

66

 

5,62

Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
68  

72

 

5,61

Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
69  

71

 

5,59

Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

70  

68

 

5,58

Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
71  

74

 

5,56

Анохин Василий Николаевич
И.о. губернатора Смоленской области
72  

79

 

5,54

Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
73  

70

 

5,53

Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
74  

78

 

5,52

Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
75  

81

 

5,50

Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
76  

83

 

5,48

Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
77  

86

 

5,47

Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
78  

85

 

5,45

Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  
79  

67

 

5,44

Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

80  

73

 

5,43

Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
81  

77

 

5,40

Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
82  

75

 

5,38

Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
83  

76

 

5,36

Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
84  

80

 

5,35

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
85  

84

 

5,33

Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
86  

82

 

5,30

Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
87  

88

 

5,22

Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
88  

87

 

5,11

Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
89  

89

 

5,03

  

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

  Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: