Самарский проект портово-логистического хаба важен для укрепления экономических связей с Ираном и Индией
С предложением губернатора Самарской области Дмитрия Азарова создать в регионе портово-логистический хаб для транспортного коридора «Север – Юг» получилось почти как в известной поговорке: однажды ты окажешься в нужное время в нужном месте – и миллионы дорог сойдутся в одной точке. Напомню, идею о создании грузового хаба для перевозок с применением различных видов транспорта глава Самарской области и президент России Владимир Путин обсудили в марте этого года. Глава государства поручил Азарову проработать вопрос с профильными ведомствами, прежде всего – с Минтрансом и Минэкономразвития.
Инфраструктурная база региона и высокие темпы ее развития дают надежду на успех проекта: область находится на перекрестке глобальных логистических коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг»; Куйбышевская железная дорога (управление дороги располагается в Самаре) выходит на Транссибирскую магистраль; есть выход на новую автомагистраль М-12; через регион проходят федеральная трасса М-5 и новый транспортный коридор «Европа – Западный Китай», скоро будет сдан в эксплуатацию автомобильный мост через Волгу; три речных порта в регионе позволяют обслуживать суда класса «река – море»; в области активно развиваются логистические парки.
Таким образом, создание транспортно-логистического центра для перераспределения грузопотоков напрашивается как нечто само собой разумеющееся. Важная ремарка: пока это «предпроект», то есть говорить об объемах инвестиций, увеличении налоговой базы, о количестве новых рабочих мест, а также о перенаправлении грузопотока с испытывающего дефицит провозных мощностей Транссиба преждевременно. Но на прошедшем 20 июня совещании по развитию отечественного водного транспорта Дмитрий Азаров доложил Владимиру Путину о первых результатах проделанной работы: уже готово техническое задание на разработку технико-экономического обоснования проекта.
В докладе главы Самарской области можно выделить три аспекта: управленческий, политический и экономический. Губернатор в очередной раз взял на себя управление проектом, важным не только для области, но и для страны в целом. То есть он действует как эффективный региональный лидер и проводник политики главы государства. Естественно, это добавит ему плюсов в KPI.
Политический аспект связан в большей степени с глобальными процессами, а именно с инициированной Россией интеграцией стран Евразии. Ключевыми инструментами этой объединительной политики стали транспортно-логистические и инфраструктурные проекты, такие как развитие Севморпути, Восточного полигона железных дорог, портов на Дальнем Востоке и в Азово-Черноморском бассейне и, наконец, коридора «Север – Юг». Этот проект важен для укрепления торгово-экономических и политических связей с такими странами, как Иран и Индия. Минтранс прогнозирует в краткосрочной перспективе увеличение грузопотока по этому коридору на 3–10 млн тонн в год, а его общая пропускная способность оценивается в 30 млн тонн.
Кстати, Дмитрий Азаров доложил президенту о формировании совместной рабочей группы по созданию самарского хаба с иранской стороной. Таким образом, губернатор продемонстрировал успешную работу и на внешнеполитическом треке.
С экономической точки зрения проект хаба представляется перспективным: транспортно-логистический сегмент сейчас активно развивается. Это связано и с глобальным переформатированием торгово-экономических связей, и с развитием производства на отечественных площадках, и с ростом объемов госинвестиций в инфраструктуру. То есть перед Самарской областью открываются новые возможности по привлечению инвестиций – и частных, и государственных, и зарубежных. Дмитрий Азаров стремится использовать эти возможности по максимуму.