Сроки эксплуатации полигонов ТКО вновь могут продлить: удастся ли избежать мусорного коллапса в регионах?
В России снова могут продлить сроки эксплуатации полигонов ТКО, исчерпавших свой ресурс. Инфраструктура, призванная заменить их, во многих субъектах так и не создана, что грозит мусорным коллапсом. Эксперты допускают перенос сроков, но предлагают незамедлительно начать решать проблему.
Свалки еще послужат
В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается внести изменения в федеральные законы «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды». Их суть – продление до 2028 года работы мусорных полигонов, построенных до 2019-го без документации. По действующему законодательству эти объекты не должны работать после 1 января 2026 года. Напомним, это будет новое продление. Такие полигоны ТКО планировали закрыть еще в 2023 году.
С инициативой выступило заксобрание Омской области, однако проблема касается 30 регионов страны. Речь идет об удаленных и труднодоступных территориях (Амурская область, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский и Красноярский края), на которых могут отсутствовать объекты размещения отходов. В пояснительной записке названы и регионы центральной части страны (Брянская, Липецкая, Костромская области и др.), где остаточная вместимость полигонов близка к исчерпанию, а построить новые пока нет возможности.
Инициаторы законопроекта отмечают, что темпы роста объемов бытовых отходов ниже темпов строительства объектов их захоронения. Причина – в ограничениях тарифов, которые не могут расти более чем на 5% в год. Сейчас в стране ежегодно образуется примерно 50 млн т ТКО. Ожидается, что мусорные полигоны, построенные в 2022–2025 годах, исчерпают ресурс через пять лет и вновь придется искать решение.
В связи с этим предлагается установить регионам жесткие сроки создания замещающей инфраструктуры, а пока она строится, разрешить в виде исключения временно использовать имеющиеся свалки. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «регионы, которые не смогут выполнить взятые на себя обязательства, будут решать проблемы самостоятельно в режиме чрезвычайных ситуаций».
Пора делать выводы
Депутат Государственной думы Николай Будуев отмечает, что инициатива регионов вызвана тем, что они не уложились в сроки, отведенные на создание инфраструктуры по обращению с ТКО, а теперь просят продлить их, говоря о коллапсе.
«При этом время, выделяемое субъектам на продление, эффективно не используется, активной работы от регионов не видно. Поэтому опасения, что в очередной раз такое продление приведет к тому, что мусорная реформа будет буксовать, обоснованные и оправданные», – говорит Будуев.
По мнению эксперта, причина ситуации в том, что управленцам не хватило компетенций, а где-то повлияли коррупционные факторы. Вероятнее всего, сроки придется продлевать.
«Но продление должно быть сопряжено с кадровыми выводами по лицам, провалившим процедуру. Проблему нужно решать срочно, за федеральный счет, без участия провалившихся регионов», – уверен Николай Будуев.
Председатель центрального совета Российской зеленой лиги кандидат биологических наук Сергей Симак считает, что подобный перенос сроков однажды может вылиться в серию техногенных мусорных катастроф. По его мнению, административное регулирование в этой сфере – порочная практика, ведь работа с отходами может быть выгодным бизнесом.
«Роль государства должна заключаться в установлении правил (нормативной базы и тарифных диапазонов) и контроле за их соблюдением, а где-то еще и в экономическом стимулировании (налоговые льготы или льготные кредиты, например). В этом случае бизнес, как и положено, будет конкурировать за клиентов – население, предприятия и муниципальные власти, предлагая услуги лучшего качества по меньшим ценам», – пояснил эксперт.