Центр и регионы: система взаимодействия


Политологи собрались на очередное заседание экспертного клуба «Регион», где обсудили модели взаимодействия федерального центра с регионами перед президентской кампанией 2018 года. «РК» собрал в обзоре самые интересные заявления федеральных и региональных экспертов.

Губернаторы и центр

Тема заседания, прошедшего традиционно в пресс-центре ИА Regnum, звучала так: «Федеральный центр и региональная элита накануне Большой игры-2018: модели взаимодействия».

Модератор клуба, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций» Дмитрий Орлов заявил, что необходимо отрегулировать действующую систему, сделать ее более оптимальной.

«Необходимо создать интегрированную модель влияния федерального центра на ситуацию в регионах. В нее должны войти федеральные инспекторы, кураторы, вице-губернаторы по внутренней политике, система независимого мониторинга, ОНФ, МКС «Единой России», полпредства. Ясно, что общая роль кураторов возрастает. Их станет больше, и это должны быть опытные люди, способные не только следить за ситуацией, но и эффективно влиять на нее. А независимый мониторинг должен снижать угрозу коррупции в действиях кураторов. Полпредства – достаточно эффективно влияют на ситуацию в регионах. А вот в каких они будут находиться отношениях с кураторами — это вопрос, который предстоит разрешить. Вообще в интегрированной модели должны быть созданы параллельные инструменты влияния и контроля. При этом критерии оценки, напротив, должны быть унифицированы (кроме статистики и социологии, поступающих в федеральный центр от специальных структур)», — заявил он.
О механизмах взаимодействия региональных глав и кремлевских кураторов говорил директор Института региональных проблем, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев. Он отметил, что в нынешней системе роль федеральных контролеров возрастает.
«Если выстраивать взаимоотношения между главами и кураторами, то механизмы есть. Возрастает роль кураторов, значит возрастает количество сотрудников администрации, но сейчас обратная ситуация, идет тренд на уменьшение количества госслужащих. Число кураторов может увеличиться, но в каждом регионе их не поставить», — заявил эксперт.
Политолог Максим Жаров также согласился с тем, что система взаимодействия регионов и Центра вполне выстроена, однако и рассказал о том, как ее можно было бы оптимизировать.

— Есть сложная система, есть множество регионов, к которым нужен свой подход, есть множество функциональных звеньев – полпреды, система кураторов, федеральные инспекторы, партия, ОНФ, другие партии, — пояснил Жаров. — Есть масса людей и структур, которые находятся между федеральный центром и регионами и доставляют информацию из региона в Москву и обратно и участвует в принятии решений.

При этом, по мнению Максима Жарова, построение единой системы, вряд ли возможно, но сегментирование существующих отношений между Москвой и регионами. Определение групп регионов и включение их в определённую систему отношений, в том числе и межбюджетных, — в этом будет состоять наиболее оптимальное решение проблемы.
«Следует говорить о мозаичной системе, когда для курирования выбирается группа регионов со специфическим управлением — например, Татарстан, Чечня, Башкирия, регионы Сибири, где есть мощные финансово промышленные группы.», — отмечает Жаров.
Экономические трудности
Эксперты обсудили детально и межбюджетные отношения регионов и центра. выделив и здесь ряд проблем и вопросов. Председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев сетует на то, что наиболее привлекательные и легко собираемые налоговые поступления идут именно в бюджет федерации, а не регионов. Поэтому губернаторы не заинтересованы в развитии своих территорий.
«У регионов сложнособираемые и малособираемые налоги. Имея эти налоги, ни губернатор, ни мэр города не имеют внутренней заинтересованности свой регион (город) развивать», — заявил Гусев.
Так, таможенные пошлины остаются за федеральным центром, как и легко собираемый НДС. «Полностью за регионами числятся НДФЛ, налоги на совокупный доход, налог на имущество, который у нас не соответствует тому уровню прибыли, которые получают компании, реальной стоимости», — говорит эксперт.
Генеральный директор коммуникационного агентства «Actor» Дмитрий Еловский и вовсе выразил сочувствие главам регионов в связи с тем, что они уже не совсем понимают, что же от них хочет федеральный центр. Минфин хочет одного, администрация президента – другого, а ОНФ – третьего.
«Когда по политической линии к губернатору вопросов нет, а Минфин режет по каким-то программам, то у губернатора возникает вопрос — что происходит, чем это я заслужил? Потом другого губернатора снимают за невыполнение майских указов, третий губернатор скидывает деньги с ФЦП на выполнение майских указов, и ему прилетает из ОНФ за эту историю… Губернаторы многие дезориентированы, они вообще не понимают, что от них хотят, что от них требуют, и что делать, чтобы быть хорошими», — приводит его слова ИА Regnum.
Качество элиты 
Отдельной темой для обсуждения стала специфика региональных элит и местной политики субъектов. Так, по мнению директора NPR Group Дмитрия Фетисова уровень региональных элит упал от нехватки публичной политики
«На практике мы видим такую большую проблему — падение политического уровня элит. Нехватка публичной политики в регионах. То, что декларировал Володин, но то, что на практике срабатывало не всегда. Вопрос попадания в Госдуму за прошлые годы региональные элиты привыкли решать кулуарным способом», — заявил эксперт.
Вопрос публичной политики затронул и директор Института избирательных технологий Евгений Сучков. По его мнению, она отличается от реальной политики элиты, которая проводится на местах. И в итоге страна получает низкую явку на выборах.
«В странах развитой демократии разницы между публичной и элитной политикой не просматривается. Плавно переходят одна в другую. В России это две разные составляющие. Элитная политика закрыта, носит кулуарный, подковёрный характер в основном. Публичная политика проявляется прежде всего во время избирательных кампаний или народных протестов», — сказал Сучков.
И как ни странно, но борьба с коррупцией понизила «ценность приза» от вхождения в политику. Об этом говорит директор Института инструментов политического анализа, член Общественной палаты РФ Александр Шпунт, отмечая аналогичные проблемы и в других странах.
«Мы недооцениваем ту борьбу с коррупцией, которая сейчас идёт в России. Эта борьба с коррупцией, безусловно, является позитивным фактором — никто в здравом уме не будет говорить, что она плоха. Однако она понижает ценность приза вхождения в политику. А это очень снижает качество претендентов на региональные элитные должности. Израиль с этим столкнулся, Иордания тоже, Ливан. Они столкнулись с тем, что серьезные региональные игроки предпочитают не идти в политику, а выдвигать в политику некоторых дублёров, свои политические «аватары», чтобы они выполняли их политические функции, политические задачи», — поясняет он.
Большие и малые выборы
Не могли обойти стороной технологи и предстоящие выборы, как местные, так и президентские. Именно избирательные кампании определят политическую жизнь субъектов в ближайшие годы. эксперты дали свои прогнозы по выборным процессам в стране.
Главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной полагает, что грядущие муниципальные выборы в Москве пройдут при рекордно низкой явке.
«Муниципальные выборы, которые будут проходить вне федеральных выборов, будут на какой-то недопустимо низкой явке, судя по всему — порядка 5−7%. Это звоночки, связанные с не совсем правильным отношением федеральных и московских властей к тому, что происходит в Москве», — отмечает журналист.
Однако, если говорить о президентских выборах, то, например, директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин проблем с явкой не ожидает. Если на участки не придут жители больших городов, их заменят соотечественники из малых. «Если крупные города не придут на выборы, придут мелкие. Трамп тому свидетель», — сказал он.
Кроме того, директор фонда «Региональная политика» согласился с мнением другого участника стола, директора Центра социально-политических исследований и проектов Сергея Полякова, который заявил о высокой роли законодательной ветви власти при выстраивании взаимоотношений между центром и регионами. Поляков, кстати, отметил, что в канун президентских выборов не стоит забывать и о роли Госдумы. Он напомнил, что на прошедших выборах в Государственную думу за счет одномандатных округов в федеральный орган прошли депутаты, имеющие непосредственную связь с регионами. Более того, новый спикер в лице Вячеслава Володина также, по мнению эксперта, будет способствовать возрастанию значимости и влияния законодательной власти.
«Государственную думу возглавил энергичный и опытный политик, который потерял то фактическое влияние, которое было характерно заместителю главы Администрации президента. Теперь он будет стремится повысить уровень влияния Государственной думы. Это будет происходить с помощью фракции «Единой России» и координационных региональных советов, в том числе», — считает Поляков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: