Центр готов делиться: что перепадет регионам
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила больше налоговых доходов оставлять в бюджетах регионов, а не передавать федералам. Представители субъектов уже не первый раз говорят о том, что минфину стоит пересмотреть свою политику и поделиться. И, возможно, центр все-таки уступит. Почему у губернаторов еще есть шансы на повышение доходной базы, пояснит «РК».
Какие предложения?
Матвиенко заявила, что финансовое положение большинства регионов РФ в последние пять лет ухудшилось, и в 76 субъектах зафиксирован дефицит бюджета. Также спикер Совфеда указала на высокую дифференциацию доходов населения в разных регионах, назвав это «тревожным фактором для федеративного государства».
«На сегодня 35% всех доходов — это средняя цифра — остается в регионе, а 65% уходит в федеральный бюджет. Это неправильно. Нужно больше доходов оставлять все-таки в субъектах федерации, потому что это приводит к тому, что руководители регионов теряют мотивацию развития, они больше времени тратят на выбивание денег из федерального бюджета — в виде субсидий, трансфертов, дотаций — нежели на наращивание собственной экономической базы», — приводит ее слова «Росбалт»
со ссылкой на «Общественное телевидение».
Матвиенко отметила, что в вопросе принятия законов также заметен «крен» в сторону федерального центра. В России должно быть единое правовое поле, однако региональные парламенты должны получить больше полномочий, подкрепленных финансированием, считает она. Сейчас Совфед вместе с правительством работает над подготовкой нового варианта основ региональной политики, рассказала Матвиенко. В консультациях также участвуют главы регионов и председатели региональных парламентов.
При этом она даже предложила не увеличивать трансферты и субсидии из федерального бюджета, а просто дать регионам больше самостоятельности, пишет Политсиб.
Это не первое предложение Матвиенко по реформированию региональной власти. Ранее Совет Федерации вместе с правительством подготовил и направил в субъекты РФ проект документа по «совершенствованию региональной политики». Проект касается финансовых отношений регионов с федеральным центром. Вместо укрупнения регионов или юридического объединения субъектов — предложение с которым ранее выступила Валентина Матвиенко, предполагается создать экономические макрорегионы.
— Валентина Матвиенко вполне четко дала обоснование к необходимости реформ: из-за бюрократической нерасторопности отдельных ведомств, некоторые субъекты не могут вовремя получить уже утвержденные для них субсидии. Поэтому нужно «внести коррективы и в сами принципы межбюджетных отношений, — заявил «РК» политтехнолог Андрей Максимов.
Центр предлагает реформы
Немного другое предложение чуть раньше озвучил вице-премьер Дмитрий Козак. По его мнению, необходимо повысить доходность региональных бюджетов и бюджетов муниципалитетов за счет отмены льгот по местным налогам, соответствующие инициативы уже рассматриваются федеральным правительством.
«Есть необходимость повысить доходность региональных, местных бюджетов. На эти цели рассматриваются законы об отмене льгот по местным налогам и сборам, поэтапной отмене льгот по федеральным налогам и сборам, которые зачисляются в региональный бюджет. Это в совокупности порядка 200 миллиардов рублей выпадающих доходов региональных бюджетов», — сказал он.
Кроме того, по его мнению, необходимо реформировать межбюджетные отношения, что позволит усилить потенциал межбюджетных отношений как инструмента повышения эффективности работы региональных и местных органов власти по развитию территории, по наращиванию собственного экономического потенциала. Кстати, он также предложил оставлять в региональных бюджетах часть федеральных налогов и увеличить гранты тем субъектам, которые развиваются успешно, передает МИА «Россия Сегодня».
Директор регионального направления «Эксперт РА» Владимир Горчаков в беседе с «РК» отметил, что выступления Козака звучат в унисон со словами Матвиенко. Однако некоторые, не очень опытные главы регионов, могут насторожиться.
Логично было бы увязать измерение эффекта от помощи со стороны федерального бюджета с реальным усилением экономической активности в регионах, считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
Ранее «РК»
также писал о том, как губернаторы в период кризиса искали способы повысить доходность своих бюджетов, и первое лицо Красноярского края Виктор Толоконский предложил поменяться с федеральным бюджетом кое-какими налогами таким образом, чтобы регионы чувствовали себя более самостоятельными.
Услышали или нет?
Между тем даже в апреле председатель Счетной палаты Татьяна Голикова призывала правительство сокращать задолженность региональных бюджетов. Она отметила, что не всегда наделение регионов новыми полномочиями сопровождалось соответствующими доходными источниками. Кроме того, прослеживается тенденция снижения межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета — почти на 4%, писал Rambler News Service.
И в мае порой непреклонный в плане дележки Минфин неожиданно выразил готовность передать регионам доходы от акцизов на алкоголь.
«Передача доходных источников, в первую очередь, мы готовы говорить о передаче (регионам — ред.) акцизов на алкогольную продукцию, они более или менее равномерно расположены», — цитирует министра Антона Силуанова Прайм.
Он также отметил, что министерство выступает за снижение субсидирования регионов и увеличение дотаций. Кроме того, Силуанов отметил необходимость увеличения объемов выравнивания бюджетной обеспеченности.
«Для повышения эффективности выравнивания… конечно, нужно рассматривать вопросы об укрупнении муниципальных образований с тем, чтобы образования, которые не имеют собственной доходной базы, которые живут только на объемах дотаций, могли бы объединяться», — добавил Силуанов.
А что делать регионам?
Но пока решаются кабинетные вопросы и чиновники спорят, давать или не давать, перед регионами ставятся задачи по повышению уровня инвестиций. А для повышения уровня инвестиций предпринимателям надо давать новые налоговые льготы, и власти субъектов принимают все новые и новые законы о том, как эти льготы с ущербом для себя предоставить.
Так, в начале мая стало известно, что инвесторы и ИТ-компании Челябинской области получат налоговые льготы. Соответствующее решение одобрили региональные парламентарии. Поправки коснулись законов Челябинской области «О налоге на имущество организаций» и «О снижении ставки налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков», сообщает пресс-служба минэкономразвития.
По словам министра экономического развития Сергея Смольникова, основная цель принятых изменений – упрощение процедуры получения льгот по налогам на прибыль и имущество организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, а также расширение круга получателей налоговых преференций. Согласно принятым изменениям, освобождение от налога на имущество и максимальные льготы по налогу на прибыль получат все организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий и прошедшие аккредитацию в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, пишет портал 74.ру.
Между тем в Брянской области законопроект, вносящий изменения в областной закон «Об инвестиционной деятельности», был рассмотрен на очередном заседании комитета областной думы по бюджету, налогам и экономической политике. Среди поправок – предложение по расширению мер поддержки крупных инвесторов. В частности, для них вводится новая льгота – предоставление земельных участков в аренду без торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта ,пишет портал «Брянск-Новости».
А губернатор Московской области Андрей Воробьев недавно поставил задачу освободить от всех налогов инвесторов, развивающих туристическую сферу в культурных центрах региона, передает ТАСС.
А теперь вспомним, что говорил выше Дмитрий Козак: правительство думает над тем, как сократить льготы по местным налогам. Интересно, если в период кризиса регионы еще приманивают каких-то инвесторов этими самыми льготами, то что же будет, когда федеральные власти начнут урезать такую поддержку? «РК» будет следить за развитием событий.