«СуперТОР» для Дальнего Востока и Арктики: что это даст бизнесу и регионам?


Президент РФ Владимир Путин поддержал идею введения единого преференциального режима для бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике. Единую суперТОР поручено запустить с 2027 года. На ДВ уже создано 18 зон особого развития.

Доцент и научный сотрудник Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ кандидат экономических наук Ольга Харина:

– Термин «суперТОР» отражает масштаб изменений и амбициозность проекта. Это не просто маркетинговая уловка, а реальная инициатива правительства РФ, нацеленная на стимулирование экономического роста и повышение привлекательности субъекта для инвесторов, которых притягивает то, что регион обладает значительными ресурсами, такими как нефть, газ, золото и редкоземельные металлы. Дальний Восток еще имеет близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону, что открывает возможности для экспорта продукции и сотрудничества с ведущими мировыми рынками. Строительство современных транспортных магистралей, морских портов и аэропортов улучшает доступность субъектов и снижает затраты на транспортировку товаров. Участие в проектах Арктического региона позволяет компаниям получить опыт работы в сложных климатических условиях, освоить передовые технологии и повысить конкурентоспособность на международном рынке.

Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ доктор экономических наук Николай Межевич:

– Создание экономических преференций для тех или иных территорий – это не сегодня придумано. Столыпинская программа переселения, которая исследователями оценивается по-разному, была направлена тоже на Сибирь и Дальний Восток. Это и было создание преимуществ. Людям давали землю бесплатно – в Российской империи такой привычки не было – и помогали с переездом.

Сейчас экономические преференции создаются вдолгую, тогда это начинает привлекать людей. Для кого это больше – для инвесторов, бизнеса или жителей? Бизнес не может работать без людей, не говоря о том, что часть продукции все равно потребляется на местах. Вопрос решается комплексно.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников:

– На территориях опережающего развития, по статистике, зарплата выше. Население, естественно, это чувствует. Что касается оценки эффективности ТОР, тут все очень неоднозначно. Где-то это получается, в том числе на Дальнем Востоке, где-то не очень. Все зависит от того, как работает бизнес, насколько для него создаются условия. Важно и умение региона выстраивать стратегию стимулирования инвестиций. Есть ли хоть какая-то инфраструктура, есть ли рабочая сила или достаточное число образовательных институтов, которые могли бы подготовить эту рабочую силу, какая жилищная политика – если вы годами ничего не строите, то где будут жить специалисты, которых может привлечь бизнес? Проблема комплексная. И конечно, требуются серьезные действия региональных властей, чтобы жизнь в условиях ТОР была не только для бизнеса, но и для тех, кто там непосредственно работает и живет.

Главный редактор газеты «МК на Камчатке» Евгений Сиваев:

– Практически любое новое производство, которое открывается на Дальнем Востоке, старается приклеиться к ТОР – просто потому, что там есть определенные преференции по налогам. Но у нас же как? Сегодня дали льготы, завтра – забрали. Как с квотами под выпуск кораблей. Сначала квоты – давайте строить флот, а потом у того, кто не успел построить, эти квоты забрали – и пошли банкротства. Так что ТОР, в принципе, именно в качестве льготной системы работает. Но если говорить о том, что чувствует человек, который живет, к примеру, на Камчатке, то лично я не вижу, чтобы жизнь сильно изменилась в лучшую сторону. Если говорить о создании рабочих мест, то, к сожалению, не всегда это приводит к повышению зарплаты. Здесь даже на хороших, казалось бы, производствах – рудных или рыбзаводах – основная масса зарабатывает мало, в отличие от собственника.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: