Стабилизировать цены на топливо: защищая регионы

/

Вице-премьер Дмитрий Козак провел селекторное совещание с главами регионов по ситуации на рынке нефтепродуктов и заявил, что рост цен на моторное топливо недопустим. Также он назвал невозможным повышение цен до 100 рублей за литр топлива. Главам регионов было поручено отслеживать ситуацию, но они уже приготовили целый комплекс мер для решения проблемы. Эксперты полагают, что до конца лета ценники на бензин вряд ли повысятся, потому что принято соответствующее политическое решение. Однако далее, не исключают собеседники «РК», проблемы могут возникнуть вновь.

«Недопустимо, невозможно, исключено»

Рост цен на моторное топливо недопустим, он ставит под удар региональные бюджеты, заявил вице-премьер.

«Повышение цен на моторное топливо — это удар по региональным бюджетам. Это все относится к себестоимости продукции и доходы региональных бюджетов от налога на прибыль — а это ключевой доход — существенно могут уменьшиться. Поэтому мы должны совместными усилиями найти решение с тем, чтобы не допустить дальнейшей эскалации цен на бензин и дизельное топливо. Это необходимо сделать прямо сейчас», — слова Козака приводит ТАСС.

Кроме того, он назвал невозможным рост цен до 100 рублей за литр, как это прогнозируют некоторые эксперты.

«Я хочу сказать: сегодня СМИ и некоторые эксперты дают апокалиптические прогнозы по поводу цен на 100 рублей — это невозможно. Это исключено. У правительства достаточно инструментов для того, чтобы регулировать ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо. Мы все прекрасно понимаем, что такой рост цен (нанесет — ИФ) удар по другим секторам экономики, по регионам, потому что повышение цен на моторное топливо — это удар по региональному бюджету», — цитирует его Интерфакс.

Он отметил, что поставки нефтепродуктов на внутренний рынок пока убыточны по сравнению с экспортной альтернативой, но постепенно ситуация улучшается.

«Ситуация на рынке стабилизировалась, но это в целом по стране. Средние показатели, как правило, ни о чем не говорят. Очень важна география этих показателей, но она неравномерна», — добавил вице-премьер.

На следующий день премьер-министр России Дмитрий Медведев провел встречу с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. На мероприятии обсуждались вопросы функционирования топливного рынка, в том числе в контексте принимаемых правительством решений по стабилизации цен на бензин, пишет РБК.

Цены на бензин начали повышаться в апреле. Для стабилизации ситуации правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо и договорилось с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо, пригрозив в случае дальнейшего роста цен повысить экспортную пошлину на нефтепродукты. На прошлой неделе Московская топливная ассоциация сообщила, что бензин в Москве стал дешеветь впервые с конца марта.

Сейчас вице-премьер не видит оснований для повышения экспортной пошлины на нефтепродукты.

«Пока оснований для повышения экспортных пошлины на нефтепродукты по состоянию на сегодняшний день нет», — сказал он.

Но это не означает, что такая потребность не возникнет в будущем, добавил Козак.

Что говорят губернаторы?

Непосредственно на совещании губернатор Ставрополья Владимир Владимиров сообщил, что на фоне подорожания ГСМ есть риски, связанные с сокращением доходов сельскохозяйственных предприятий. Он пояснил, что аграрии вступили в активную фазу сбора урожая. Увеличение цены на дизельное топливо несёт дополнительные расходы на ГСМ в размере шести миллиардов рублей.

«Это на 30 процентов снизит прибыльность. И в случае, если зерно потеряет в цене, они станут убыточными. Потребуется поддержка. Своим бюджетом регион не закроет такую проблему», — сказал губернатор, приводит его слова «Большой Ставропольский канал».

Кстати, Козак его поддержал и поручил проработать проблему на уровне федерального правительства и антимонопольной службы.

Чтобы сдержать дальнейшее подорожание нефтепродуктов, врио главы Якутии Айсен Николаев предлагает, в частности, внести изменения в Бюджетный Кодекс РФ и отменить запрет субсидирования цен на ГСМ как подакцизного вида товара, передает ТАСС.

Власти Удмуртии совместно с сельхозпроизводителями готовят предложение в Госсовет о фиксации цен на горюче-смазочные материалы на время посевных работ.

«Крайне необходимо, чтобы предприниматели на селе, начиная посевную кампанию, знали, с какой себестоимостью они могут ее закончить, а также с какой себестоимостью продукции они закончат уборку урожая», — пояснил первый заместитель председателя правительства республики Александр Свинин.

Власти регионов и муниципальных образований сейчас ведут расчеты возможной нехватки денег в бюджетах из-за роста цен на ГСМ. Как сказал мэр Ярославля Владимир Слепцов, если цены на бензин будут расти и дальше, это не замедлит сказаться на сфере ЖКХ.

«Мы понимаем, что в доходную часть бюджета все спланировали цены на топливо предыдущего года. Следовательно, многие предприятия могут уйти в банкротство или будут выполнять меньшие объемы коммунальных услуг», — рассказал Слепцов.

В Кабардино-Балкарии для стабилизации бюджетных расходов привлекают собственные средства организаций. За счет этого, например, в сфере здравоохранения пока удалось избежать существенных проблем с закупкой ГСМ.

«Эта статья расходов берется из средств, которые зарабатывают сами больницы и станции скорой помощи, и выделяется через Фонд обязательного медицинского страхования «,- сказали в минздраве республики.

Как рассказала врио министра экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова, для регионального бюджета текущая ситуация с бензином пока не критична, в отличие, например, от Новосибирска, который вынужден дотировать городской пассажирский транспорт. Областной бюджет выпадающие расходы компенсировать готов.

Станет ли лучше?

С учетом угрозы повышения таможенных пошлин на ввозимые нефтепродукты ситуацию удастся стабилизировать, говорит в беседе с «РК» президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. А 100 рублей за литр будет только тогда, если все нефтяные компании выведут свои активы за рубеж.

«Для этого также необходим будет резкий рост таможенных пошлин, акцизов и фронтальный фундаментальный рост цены на энергоносители. Поэтому я очень сомневаюсь, что это будет возможно. В некоторых регионах могут возникнуть проблемы, конечно. Думаю, что именно в таких субъектах федерации будут приниматься какие-то точные решения. Дело в том, что нефтепереработка не везде равномерно распределена. То есть у нас есть регионы, в которых несколько нефтеперерабатывающих заводов. А есть территории, в которых большая проблема с нефтепереработкой. Думаю, в этих регионах будут приняты конкретные решения со стороны губернаторов. Важно, с одной стороны, сохранить АЗС, чтобы они не стали массово закрываться, с другой стороны, важно стабилизировать цены», — сказал эксперт.

До конца лета вряд ли ценники на топливо поднимутся – принято соответствующее политическое решение. Однако, если не внести изменения в налогооблажение отрасли, проблемы будут возникать вновь, добавляет Абзалов.

Для выхода из сложившейся ситуации сейчас есть два варианта, говорит в свою очередь директор института актуальной экономики Никита Исаев. Один из них – арабский, другой – американский.

«Это либо полная национализация стратегически важного сырьевого сектора по примеру Саудовской Аравии, и тогда цены будет устанавливать государство, либо, наоборот, дробление и приватизация ради создания реальной конкуренции на топливном рынке, как в США. В российских реалиях, по моему мнению, наиболее удачным станет первый вариант. Но вот готово ли правительство к этому шагу? Ведь тогда чиновникам придётся буквально вынимать изо рта олигархов кусок сладкого пирога с вишенкой, с коим последние совершенно не готовы расстаться», — пояснил эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: