Дефицит бензина в регионах: когда ждать стабилизации на топливном рынке?
В российских регионах продолжаются перебои с бензином. В связи с этим власти вводят ограничения по объемам реализуемого топлива. Так, в Крыму водители могут получить не более 20 л бензина на одну машину. Тем временем правительство продлило временный запрет на вывоз бензина за пределы страны до конца года.
Аналитик «ФИНАМ» Сергей Кауфман:
– Напомним, что полный запрет на экспорт бензина действует уже с августа, так что рассчитывать на эффективность только этой меры не приходится. Безусловно, без запрета на экспорт или повышения точки отсечения по демпферным выплатам ситуация была бы хуже, но в текущих условиях решить проблему только административными мерами невозможно. Из-за атак на НПЗ производство бензина в РФ заметно снизилось, в связи с чем текущий объём спроса физически превышает предложение, вызывая дефицит. В таких условиях полноценное разрешение кризиса можно ожидать только в случае достаточно быстрого ремонта НПЗ. Смягчение ситуации может произойти на фоне завершения сезона повышенного спроса и в случае успешного поиска возможностей для импорта.
Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников:
– Подобные проблемы у нас периодически возникают, а в этом году на сезон отпусков, уборочную кампанию наложились дополнительные ремонтные работы на НПЗ. Для разрешения этой ситуации принимаются меры: введен запрет на экспорт топлива до конца года, на Санкт-Петербургской бирже изменены правила торгов бензином для стабилизации ценовой ситуации. Планируется повысить точку отсечения демпфера для бензина и дизтоплива. Важно, что в этих условиях РЖД будет предоставлять 50%-ную скидку на перевозку нефтепродуктов. Думаю, в ближайшее время пик спроса будет пройден и ситуация стабилизируется. Кроме того, разрабатываются системные решения для того, чтобы подобные истории не повторялись.
Финансовый аналитик кандидат экономических наук Михаил Беляев:
– На мой взгляд, этот дефицит рукотворный, созданный продавцами топлива. По сути, рынок спроса и предложения трансформировался в монополистический. Речь не идет о конкретной монополии, просто продавцы и производители объединены идеей получить максимальную прибыль, что достигается повышением цен. Повод для этого может быть любой. В данном случае причинами называют ремонты НПЗ, дачный сезон, уборочную и др. Это звучит правдоподобно, ажиотаж дополнительно подогревается в прессе – спрос растет. Так и появляется дефицит. Проблема с бензином повторяется каждый год, но подобное происходит и с другими товарами: яйцами, подсолнечным маслом и т. д. За рубежом такие ситуации контролируют антимонопольные службы, причем они не ограничивают цены, а следят за обоснованностью их повышения.
Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов:
– На многих НПЗ идут ремонты, в том числе плановые, и все это влияет на ситуацию. Кроме того, у нефтепереработчиков, продавцов топлива был давний интерес повысить цены. Каждый август цены росли, правительство вводило запрет на экспорт топлива, что приводило к локальной нормализации. В этом году такого не случилось. Сельскохозяйственный сезон практически завершился, а цены на бензин снижаться не собираются. Необходимо, чтобы государство увеличивало нефтепереработку в целом в стране и в частности в Сибири для обеспечения избытка топлива.