Сигнал от полпреда: губернаторам советуют не вмешиваться в кадровую политику федеральных властей


Пол­пред пре­зи­ден­та в ПФО Ми­ха­ил Ба­бич пре­ду­пре­дил гу­бер­на­то­ров о «по­след­стви­ях» за необос­но­ван­ное вме­ша­тель­ство в кад­ро­вую по­ли­ти­ку ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти. Ба­бич на­звал «бес­пре­це­дент­ной» си­ту­а­цию в Ма­рий Эл, где рес­пуб­ли­кан­ское ру­ко­вод­ство со­про­тив­ля­лось на­зна­че­нию но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля УФНС по ре­ги­о­ну, объ­яс­няя свою по­зи­цию тем, что этот управ­ле­нец – «не мест­ный». Экс­пер­ты на­зы­ва­ют слу­чай в Ма­рий Эл «тре­вож­ным симп­то­мом» и го­во­рят, что в бу­ду­щем сле­ду­ет от­ка­зать­ся от прак­ти­ки со­гла­со­ва­ния с гу­бер­на­то­ра­ми на­зна­че­ний в тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны вла­сти. По­дроб­но­сти – в об­зо­ре «РК».

«Бес­пре­це­дент­ная си­ту­а­ция» в Ма­рий Эл

Пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель пре­зи­ден­та в При­волж­ском фе­де­раль­ном окру­ге Ми­ха­ил Ба­бич дал жест­кую оцен­ку ис­то­рии в Ма­рий Эл, где гла­ва ре­ги­о­на Лео­нид Мар­ке­лов про­ти­вил­ся на­зна­че­нию но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля тер­ри­то­ри­аль­но­го Управ­ле­ния ФНС Ки­рил­ла Кня­зе­ва.

«У нас су­ще­ству­ет про­це­ду­ра со­гла­со­ва­ния по от­дель­ным ка­те­го­ри­ям долж­но­стей с ру­ко­во­ди­те­ля­ми субъ­ек­тов. И это име­ет свой смысл. Но ко­гда мы, фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти за­пра­ши­ва­ем по­зи­цию ре­ги­о­наль­ных вла­стей, эта по­зи­ция долж­на быть ар­гу­мен­ти­ро­ва­на и обос­но­ва­на. Не мо­жет быть при­ня­та по­зи­ция « мы не хо­тим та­ко­го-то то че­ло­ве­ка, по­то­му, что он не мест­ный, а мы рас­тим мест­ные кад­ры». Вы мест­ные кад­ры на­зна­чай­те на мест­ные долж­но­сти, а то неко­то­рые мест­ные кад­ры у вас то в тюрь­му по­па­да­ют, то уго­лов­ны­ми де­ла­ми об­рас­та­ют. Вот вы за них и от­ве­чай­те, а за фе­де­раль­ные кад­ры бу­дут от­ве­чать со­от­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные ми­ни­стры», — ци­ти­ру­ет сло­ва Ба­би­ча РИА Фе­де­рал­Пресс.

По сло­вам Ба­би­ча, «бес­пре­це­дент­ный» слу­чай в Ма­рий Эл по­лу­чил жест­кую оцен­ку со сто­ро­ны ми­ни­стер­ства фи­нан­сов РФ, ФНС и ап­па­ра­та пол­пред­ства. «Ни­ка­ких обос­но­ван­ных воз­ра­же­ний мы не уви­де­ли про­тив Кня­зе­ва, ко­то­рый пе­ре­ез­жал из Ки­ров­ской об­ла­сти в Ма­рий Эл, то есть на тер­ри­то­рии од­но­го окру­га на­хо­дил­ся. В ре­зуль­та­те было при­ня­то ре­ше­ние на­зна­чить его без со­гла­со­ва­ния. Та­кой по­ря­док преду­смот­рен за­ко­но­да­тель­ством», — со­об­щил пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель пре­зи­ден­та.

Он та­к­же до­ба­вил, что по­зи­ция вла­стей Ма­рий Эл ста­ла по­во­дом для про­вер­ки ра­бо­ты осталь­ных пред­ста­ви­те­лей фе­де­раль­ной вла­сти в ре­ги­оне, что­бы вы­яс­нить, «ка­кие за­да­чи они вы­пол­ня­ют, кому под­от­чет­ны и нет ли там кон­флик­та ин­те­ре­сов». «По неко­то­рым по­зи­ци­ям мы дей­стви­тель­но уви­де­ли кон­фликт ин­те­ре­сов, по этим ли­цам бу­дут про­ве­де­ны ме­ро­при­я­тия со­от­вет­ству­ю­щие, что­бы либо кон­фликт ин­те­ре­сов был ис­чер­пан или эти люди по­ме­ня­ли свои долж­ност­ные пред­на­зна­че­ния», — рас­ска­зал Ба­бич.

Под­во­дя итог, пол­пред под­черк­нул, что фе­де­раль­ные ор­га­ны вла­сти бу­дут са­мо­сто­я­тель­но про­во­дить свою кад­ро­вую по­ли­ти­ку в ре­ги­о­нах. «Мы с огром­ным ува­же­ни­ем от­но­сим­ся к по­зи­ции ре­ги­о­наль­ных вла­стей, если толь­ко она име­ет под со­бой ка­кое-то ло­ги­че­ское обос­но­ва­ние. Та­кие за­маш­ки, «хочу не хочу, буду не буду, люб­лю не люб­лю» здесь не умест­ны и бу­дут иметь со­от­вет­ству­ю­щие по­след­ствия», — пре­ду­пре­дил Ба­бич.

По­зи­ция Мар­ке­ло­ва

Ки­рилл Кня­зев воз­гла­вил Управ­ле­ния ФНС по Ма­рий Эл в на­ча­ле но­яб­ря. В но­вой долж­но­сти Кня­зе­ва пред­ста­вил за­ме­сти­тель при­волж­ско­го пол­пре­да Алек­сей Су­хов, пи­сал ИА REGNUM. Как со­об­щил Су­хов, Кня­зев до сво­е­го на­зна­че­ния на но­вую долж­ность на­хо­дил­ся в кад­ро­вом ре­зер­ве пол­но­моч­но­го пред­ста­ви­те­ля пре­зи­ден­та Рос­сии в ПФО.

Ки­рилл Кня­зев в 2002 году окон­чил Вят­скую го­су­дар­ствен­ную сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ака­де­мию по спе­ци­аль­но­сти «Эко­но­ми­ка и управ­ле­ние аг­рар­ным про­из­вод­ством»; в 2010 году — Мос­ков­скую го­су­дар­ствен­ную юри­ди­че­скую ака­де­мию по спе­ци­аль­но­сти «Юрис­пру­ден­ция». В на­ло­го­вых ор­га­нах ра­бо­та­ет с 2002 года на раз­лич­ных долж­но­стях. С ав­гу­ста 2014 года был за­ме­сти­те­лем ру­ко­во­ди­те­ля УФНС Рос­сии по Ки­ров­ской об­ла­сти
До на­зна­че­ния Кня­зе­ва сра­зу несколь­ко из­да­ний со­об­ща­ли, что гла­ва Ма­рий Эл Лео­нид Мар­ке­лов от­ка­зал­ся со­гла­со­вы­вать кан­ди­да­ту­ру но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля УФНС. Впро­чем, сам Мар­ке­лов утвер­ждал, что «ни­ка­кой вой­ны, кон­флик­та» по дан­но­му во­про­су нет.

«Если вы хо­ти­те предыс­то­рию, то по­сле уволь­не­ния Фа­ри­да Хана­фе­е­ва по ини­ци­а­ти­ве ру­ко­во­ди­те­ля на­ло­го­вой служ­бы Рос­сии, гос­по­ди­на Ми­шу­ст­и­на, был на­зна­чен ис­пол­нять обя­зан­но­сти гос­по­дин Ша­по­ва­лов. Я кан­ди­да­ту­ру со­гла­со­вал. Неожи­дан­но ве­тер по­ме­нял­ся в дру­гую сто­ро­ну, и мне при­сла­ли дру­гую кан­ди­да­ту­ру. И по­сколь­ку была неяс­ность, то я пред­ло­жил ру­ко­во­ди­те­лю на­ло­го­вой служ­бы Рос­сии при­нять са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние. Что ка­са­ет­ся но­во­го на­чаль­ни­ка, ни­ка­кой на него ал­лер­гии нет. Дай Бог ему здо­ро­вья, пусть ра­бо­та­ет. Но от­вет­ствен­ность за его ра­бо­ту бу­дет нести тот, кто его на­зна­чил», — при­во­дит за­яв­ле­ние Мар­ке­ло­ва ИА REGNUM со ссыл­кой на те­ле­ка­нал «Ре­ги­он 12»

За­маш­ки из 90-х и ва­ри­ан­ты ре­ше­ния про­бле­мы

Экс­пер­ты от­ме­ча­ют, что про­бле­мы при со­гла­со­ва­нии кан­ди­да­тур на по­сты ру­ко­во­ди­те­лей тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­ле­ний фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти в ре­ги­о­нах воз­ни­ка­ли и рань­ше, но они были «тех­ни­че­ско­го свой­ства». По сло­вам вице-пре­зи­ден­та Цен­тра мо­де­ли­ро­ва­ния стра­те­ги­че­ско­го раз­ви­тия Гри­го­рия Тро­фим­чу­ка, «с та­ким гра­ду­сом си­ту­а­ция по мос­ков­ским на­зна­чен­цам про­яв­ля­ет себя впер­вые», и это яв­ля­ет­ся «тре­вож­ным симп­то­мом, осо­бен­но на фоне вя­ло­те­ку­ще­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, ко­гда субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции пря­мо ста­вят во­про­сы о нехват­ке средств».

«Суть про­бле­мы, на мой взгляд, до­ста­точ­но про­ста. На­ло­го­вая служ­ба, как и дру­гие про­филь­ные ор­га­ны, бу­дет обя­за­на в усло­ви­ях кри­зи­са, про­во­дить бо­лее жест­кую по­ли­ти­ку, осу­ществ­лять жест­кий кон­троль за со­сто­я­ние дел на ме­стах. Пол­пре­ду Ба­би­чу при­дет­ся най­ти мак­си­маль­но при­ем­ле­мую фор­му­лу для раз­ре­ше­ния это­го кон­флик­та, что­бы он не ти­ра­жи­ро­вал­ся, не экс­тра­по­ли­ро­вал­ся на дру­гие ре­ги­о­ны, что вполне ве­ро­ят­но. Ду­маю, что но­во­му гла­ве Управ­ле­ния ФНС по Ма­рий Эл надо та­к­же вы­сту­пить с пред­ло­же­ни­ем, и ска­зать, на­при­мер, что це­лью его про­грам­мы яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция на­ло­го­вой си­сте­мы, при ко­то­рой в рес­пуб­ли­ке бу­дет оста­вать­ся боль­ше де­нег», — рас­суж­да­ет Тро­фим­чук. По его мне­нию, да­вить на Мар­ке­ло­ва в этой си­ту­а­ции про­ти­во­по­ка­за­но, по­сколь­ку то­гда кон­фликт пе­рей­дет в чи­сто по­ли­ти­че­скую плос­кость. «Нуж­но учи­ты­вать, что этот сю­жет раз­ви­ва­ет­ся в на­ци­о­наль­ной рес­пуб­ли­ке, а не про­сто в субъ­ек­те РФ. По­это­му, что­бы все это не пе­ре­тек­ло в по­ли­ти­че­скую сфе­ру, надо на уровне ка­ких-то ад­ми­ни­стра­тив­ных ре­ше­ний най­ти наи­бо­лее при­ем­ле­мые ва­ри­ан­ты», — по­ла­га­ет экс­перт.

По­ли­то­лог, про­фес­сор ГУ ВШЭ Олег Мат­вей­чев за­явил, что вме­ша­тель­ство гу­бер­на­то­ров в кад­ро­вую по­ли­ти­ку тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ний фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти – «это за­маш­ки из 90-х го­дов»,
ко­гда гла­вы ре­ги­о­нов «вы­тор­го­ва­ли себе пра­во со­гла­со­вы­вать все кан­ди­да­ту­ры по всем ве­дом­ствам». По­том, по сло­вам экс­пер­та, «на это пе­ре­ста­ли об­ра­щать вни­ма­ние», и «ре­ци­ди­вы та­ких со­гла­со­ва­ний за­мет­ны толь­ко в неко­то­рых ме­стах». «По­нят­но, что они есть в Чечне, Та­тар­стане, на­вер­ня­ка, с Ту­ле­е­вым там все со­гла­со­вы­ва­ли, или Москва, где опять же без со­гла­со­ва­ния эти на­зна­че­ния не про­хо­дят. То есть в ито­ге око­ло пяти та­ких субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции с осо­бой, ска­жем так, ис­то­ри­ей, но Ма­рий Эл к ним явно не от­но­сит­ся. По­пыт­ки влезть в ка­те­го­рию тех субъ­ек­тов, ко­то­рые об­ла­да­ют та­кой при­ви­ле­ги­ей, боль­ше на­но­сят урон тому, кто пы­та­ет­ся вме­шать­ся, неже­ли при­во­дят к ка­ко­му-то эф­фек­ту», — ска­зал Мат­вей­чев в раз­го­во­ре с кор­ре­спон­ден­том «РК».

По­ли­то­лог счи­та­ет, что со­гла­со­ва­ния с гу­бер­на­то­ра­ми на­зна­че­ний в тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны вла­сти «долж­ны про­сто уйти из прак­ти­ки». «Что­бы не было та­ких при­ви­ле­ги­ро­ван­ных субъ­ек­тов, что­бы ру­ко­во­ди­те­ли ре­ги­о­нов и знать не зна­ли, кого на сле­ду­ю­щий день на­зна­чат в тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ни­ях ор­га­нов вла­сти », — уточ­нил Мат­вей­чев.

Роль пол­предств

Сто­ит до­ба­вить, что в рам­ках недав­не­го за­се­да­ния экс­перт­но­го клу­ба «Ре­ги­он» по­ли­то­ло­ги об­суж­да­ли но­вые мо­де­ли вза­и­мо­дей­ствия фе­де­раль­но­го цен­тра с ре­ги­о­на­ми и роли пол­предств в этой си­сте­ме.

Так, в но­яб­ре «URA.Ru» со­об­ща­ло о воз­мож­но­сти лик­ви­да­ции ин­сти­ту­та пол­предств. По мне­нию мо­де­ра­тор клу­ба «Ре­ги­он», ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра «Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций Дмит­рия Ор­ло­ва, пол­пред­ство – это «дол­го­сроч­ный ме­ха­низм», ко­то­рый «не от­ме­нишь». «Есть за­да­ча кон­со­ли­да­ции групп ре­ги­о­нов по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ков и по це­ло­му ряду еще, в том чис­ле, с точ­ки зре­ния без­опас­но­сти, един­ства ин­фра­струк­ту­ры и так да­лее. И мне ка­жет­ся, что от пол­предств мы вряд ли уй­дем», — от­ме­тил Дмит­рий Ор­лов.

Он под­черк­нул, что «необ­хо­ди­мо со­здать ин­те­гри­ро­ван­ную мо­дель вли­я­ния фе­де­раль­но­го цен­тра на си­ту­а­цию в ре­ги­о­нах». «В нее долж­ны вой­ти фе­де­раль­ные ин­спек­то­ры, ку­ра­то­ры, вице-гу­бер­на­то­ры по внут­рен­ней по­ли­ти­ке, си­сте­ма неза­ви­си­мо­го мо­ни­то­рин­га, ОНФ, МКС «Еди­ной Рос­сии», пол­пред­ства. Ясно, что об­щая роль ку­ра­то­ров воз­рас­та­ет. Их ста­нет боль­ше, и это долж­ны быть опыт­ные люди, спо­соб­ные не толь­ко сле­дить за си­ту­а­ци­ей, но и эф­фек­тив­но вли­ять на нее. А неза­ви­си­мый мо­ни­то­ринг дол­жен сни­жать угро­зу кор­руп­ции в дей­стви­ях ку­ра­то­ров. Пол­пред­ства – до­ста­точ­но эф­фек­тив­но вли­я­ют на си­ту­а­цию в ре­ги­о­нах. А вот в ка­ких они бу­дут на­хо­дить­ся от­но­ше­ни­ях с ку­ра­то­ра­ми — это во­прос, ко­то­рый пред­сто­ит раз­ре­шить. Во­об­ще в ин­те­гри­ро­ван­ной мо­де­ли долж­ны быть со­зда­ны па­рал­лель­ные ин­стру­мен­ты вли­я­ния и кон­тро­ля. При этом кри­те­рии оцен­ки, на­про­тив, долж­ны быть уни­фи­ци­ро­ва­ны (кро­ме ста­ти­сти­ки и со­цио­ло­гии, по­сту­па­ю­щих в фе­де­раль­ный центр от спе­ци­аль­ных струк­тур)», — ска­зал Ор­лов.

По­ли­то­лог Мак­сим Жа­ров счи­та­ет, что сто­ит го­во­рить о «мо­за­ич­ной си­сте­ме» вза­и­мо­дей­ствия цен­тра с ре­ги­о­на­ми. «То есть здесь, на мой взгляд, нет ка­ко­го-то та­ко­го од­но­знач­но­го ре­ше­ния, что вот, да­вай­те мы в од­но­ча­сье сде­ла­ем вот та­кую си­сте­му, и столь­ко-то зве­ньев, и она бу­дет управ­лять­ся так-то. На­вер­ное, сто­ит го­во­рить о ка­кой-то си­сте­ме мо­за­ич­ной, ко­гда вы­де­ля­ет­ся некая груп­па ре­ги­о­нов – до­пу­стим, со спе­ци­фи­че­ски­ми ру­ко­во­ди­те­ля­ми, в прин­ци­пе управ­ле­ни­ем эти­ми ре­ги­о­на­ми – то есть это Та­тар­стан, Чеч­ня, Баш­ки­рия та же са­мая. Ре­ги­о­ны, как в Си­би­ри, где есть мощ­ные фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ные груп­пы, ко­то­рые там внут­ри ре­ги­о­нов си­дят, и в прин­ци­пе управ­ля­ют эти­ми ре­ги­о­на­ми», — по­ла­га­ет Жа­ров.

По­дроб­нее о за­се­да­нии клу­ба чи­тай­те в об­зо­ре «РК».

Если вы на­шли ошиб­ку, по­жа­луй­ста, вы­де­ли­те фраг­мент тек­ста и на­жми­те Ctrl+Enter.

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: