Сибирь и Дальний Восток отпугнули бизнес


Рязанская и Амурская области, республики Северная Осетия, Алтай и Тыва оказались аутсайдерами нового инвестрейтинга от Агентства стратегических инициатив (АСИ). Также невысокие оценки получили Приморский и Хабаровский края за поддержку малого бизнеса. Эксперты в беседе с «РК» рассказали об инфраструктурных проблемах регионов и банальной нехватке потребителей.

Всего в перечень АСИ вошли 76 регионов, для его составления были опрошено 230 тыс. предпринимателей. Субъекты оценивались по 45 критериям, разбитым на четыре группы: регулирование сферы, институты (в том числе уровень административного давления), инфраструктура и меры поддержки малого бизнеса, пишет «Коммерсант».

Почему так вышло?

Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ, д-р географ. наук Наталья Зубаревич утверждает, что слаборазвитые регионы всегда в конце рейтингов инвестиционной привлекательности, потому что они пугают бизнесменов большими рисками.

«Если речь идет о Сибири: Тыва, Алтай – это инфраструктура, проблема человеческого капитала. Если о северокавказских республиках – там с инфраструктурой не все так плохо, но там есть большие риски, связанные с безопасностью и коррупцией», — пояснила экономист.

Что касается Дальнего Востока, добавляет эксперт, там спад инвестиций продолжается уже третий год после инвестиционного бума, последовавшего за саммитом АТЭС.

Профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН Ольга Кузнецова пояснила, что порой регионам просто не хватает железных дорог.

«Республика Алтай и Тыва – это регионы, где нет железной дороги. Соответственно, там никакое производство массовой и объемной продукции невозможно, потому что вывезти ее нечем. У вас отпадают все потенциальные инвесторы, которым нужна железная дорога», — сказала экономист.

Говоря о Дальнем Востоке, Кузнецова отметила, что все население этой территории составляет 7 млн человек, в то время как в московской агломерации проживает как минимум 15 млн, что в результате формирует совершенно разные рынки сбыта.

«Допустим, вы производите продукцию на 7 млн человек. Если у вас завод в Подмосковье, то у вас уже двойной рынок сбыта, а если на Дальнем Востоке — представьте себе транспортные издержки, чтобы встретить ваш товар по всему Дальнему Востоку. Поэтому, конечно, в таких регионах надо искать какие-то ниши, которые не могут занять регионы с более высокой инвестиционной привлекательностью», — пояснила эксперт.

При этом эксперты в один голос удивляются столь невысокой оценке Рязанской области, так как она располагается в Центральном федеральном округе, что уже говорит о принципиально иных условиях, нежели чем в Сибири и на Дальнем Востоке. В итоге Зубаревич выразила недоверие методике рейтингования АСИ, а Кузнецова предположила, что виноватых все-таки стоит искать среди местных управленцев.

Кто виноват и что делать?

По мнению Зубаревич, в случае с дальневосточными регионами не стоит винить именно власть в субъектах, так как причины низкой инвестпривлекательности объективны, и исправить положение навряд ли получится. 

«Вопрос сегодня в том, что инвестор не идет в проблемные регионы в силу многих объективных причин. Как можно выправить удорожание, слабую заселенность, отсутствие возможностей инвестировать в ресурсы (потому что остальное не особо интересно)? Это проблема не региональных властей, это проблема всего Востока страны», — сказала эксперт.

Кузнецова, в свою очередь, заявила «РК», что властям в тяжелой ситуации не стоит опускать руки, а придумывать новые ниши, в которых еще не преуспели регионы с хорошими показателями. 

«К примеру, на Дальнем Востоке можно развивать рыбную промышленность. Каким бы ни был рынок сбыта, а океаническая рыба в Подмосковье не поплывет. Какие-то такие ниши надо искать, но находить их сложно», — сказала эксперт.

В Амурской области, полагает Кузнецова, также необходимо заниматься ТОРом, космодромом «Восточный» и налаживать связи с китайскими соседями, в Республике Алтай — развивать туризм, а в Тыве – строить железную дорогу.

О том, как эксперты «РК» оценили лидеров рейтинга АСИ, также читайте на нашем сайте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: