С начала года долги регионов выросли на 246 млрд рублей
По данным Минфина на 1 апреля, лидерами по росту госдолга в Центральном федеральном округе стали: Московская область — 84,19 млрд рублей (на начало декабря 2013 года — 46,13 млрд), Рязанская область — 24,91 млрд рублей (20,7 млрд), Смоленская область — 20,3 млрд рублей (15,3 млрд), Белгородская область — 42,8 млрд рублей (39 млрд).
В Северо-Западном федеральном округе на первое место вышли: Архангельская область — 28,6 млрд рублей (21,7 млрд), Ленинградская область — 10,2 млрд рублей (4,8 млрд), Республика Коми — 17,9 млрд рублей (11,2 млрд), Вологодская область — 31,8 млрд рублей (27,5 млрд).
В Южном федеральном округе лидерами в росте задолженности оказались: Краснодарский край — 119,1 млрд рублей (103,2 млрд), Волгоградская область — 33,6 млрд рублей (31 млрд), Астраханская область — 18,8 млрд рублей (15,9 млрд).
В Северо-Кавказском федеральном округе всех опередила Республика Дагестан — 13,7 млрд рублей (7 млрд).
В Приволжском федеральном округе отличились: Нижегородская область — 56 млрд рублей (45,8 млрд), Кировская область — 17,2 млрд рублей (12,8 млрд), Оренбургская область — 24,3 млрд рублей (20,5 млрд, Саратовская область — 44,3 млрд рублей (40,8 млрд).
В Уральском федеральном округе: Ханты-Мансийский автономный округ — 12,6 млрд рублей (2,2 млрд), Свердловская область — 33,8 млрд рублей (22 млрд), Челябинская область — 23,3 млрд рублей (16,5 млрд), Ямало-Ненецкий автономный округ — 27,5 млрд рублей (18,3 млрд).
В Сибирском федеральном округе: Омская область — 29,6 млрд рублей (24,6 млрд), Кемеровская область — 41,5 млрд рублей (36,5 млрд).
В Дальневосточном федеральном округе: Приморский край — 8,8 млрд рублей (1,9 млрд), Хабаровский край — 15,4 млрд рублей (8,6 млрд).
По-прежнему субъектом РФ с самым высоким внутренним госдолгом остается Москва — 160,8 млрд рублей. Однако с декабря ей удалось сократить его почти на 15 млрд рублей. Наметилась тенденция к сокращению в Тверской области — 22,7 млрд рублей (26 млрд), Самарской области — 39,6 млрд рублей (42,2 млрд), Санкт-Петербурге — 18,6 млрд рублей (20,6 млрд). Практически все остальные регионы, за исключением Ненецкого автономного округа, который вообще не имеет долгов, продолжали брать новые кредиты.
Среди регионов, с наибольшей скоростью приближающихся к банкротству (их долг уже превысил собственные доходы), Чукотский автономный округ — в расчете на одного жителя сумма долга составляет 272 тыс. рублей, Мордовия — 34,5 тыс. рублей, Белгородская область — 29,7 тыс. рублей, Вологодская область — 29,5 тыс. рублей, Краснодарский край — 25,6 тыс. рублей, Смоленская область — 25 тыс. рублей, Костромская область — 23,2 тыс. рублей, Рязанская область — 22,9 тыс. рублей, Саратовская область — 20,3 тыс. рублей.
— Рост госдолга в целом по стране продолжается в связи с тем, что объем социальных обязательств, взятых регионами, в том числе для выполнения указов президента, превышает рост собственных доходов, — пояснил «Известиям» тенденцию увеличения долгов губернатор Кировской области Никита Белых.
По его мнению, для изменения данной динамики федеральный бюджет должен пересмотреть межбюджетные трансферы регионам, чтобы у них оставалось больше собственных доходов, чем сегодня.
— Субъекты РФ увеличивают расходную часть своих бюджетов в целях реализации возложенных на них государственных полномочий, в том числе на выполнение указов президента по росту заработной платы отдельным категориям граждан. В настоящее время эти задачи большинство субъектов РФ решает за счет привлечения кредитных ресурсов, — согласен с Белых министр финансов Московской области Антон Котяков.
— До тех пор пока львиная доля от налоговых поступлений регионов оседает в федеральном бюджете, а регионы потом за своими деньгами идут в Минфин с протянутой рукой, мы будем находиться в такой кризисной ситуации, — высказал аналогичную точку зрения врио губернатора Орловской области Вадим Потомский.
Однако у Минфина на этот счет своя точка зрения. В начале года ведомство выступило с резкой критикой глав регионов, которые не могут остановить рост задолженности. В ведомстве заявили о разработке законопроекта, который даст президенту право отправлять в отставку губернаторов, не выполняющих планы по сокращению долговых обязательств.
Для этого Минфин предложил закрепить в Бюджетном кодексе обязанность субъекта утвердить план восстановления платежеспособности региона или муниципального образования и заключить соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности. Как считают в ведомстве, утверждение этих планов и заключение с субъектами соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности являются превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатежеспособности региона и принять меры к их оперативному устранению.
Пока этот законопроект не принят.
В минувшую пятницу, 25 апреля, вопрос долгов был затронут на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге. Перед парламентариями выступил министр финансов Антон Силуанов, который признался, что в настоящее время долговая ситуация в регионах ухудшается. Глава Минфина напомнил, что в 2013 году совокупный дефицит бюджетов субъектов РФ составил 640 млрд рублей.
В качестве решения проблемы министр предложил увеличить объем бюджетного кредитования субъектов федерации, чтобы они могли замещать этими средствами коммерческие кредиты.
— Мы пойдем на серьезное увеличение бюджетных кредитов с тем, чтобы регионы могли перекредитоваться, — заявил Силуанов, подчеркнув, что рост бюджетного кредитования не должен сопровождаться ростом государственного долга субъектов федерации.
Еще одной мерой Силуанов назвал отказ от предоставления субъектам федерации новых налоговых льгот.
— Мы считаем, что сейчас необходимо принять мораторий на предоставление новых льгот, проанализировав действующие, — заявил глава Минфина, указав на то, что следует расширить права регионов «по маневру внутри своих бюджетных обязательств».
Эксперты оценивают предложенные меры скептически.
— Это неадекватные меры. Ну хорошо, губернаторы будут уходить, а новых откуда брать — непонятно. Назначать олигархов управляющими территориями, как на Украине сейчас делают, добиваясь, чтобы олигархи закрывали региональные долги? Но это тоже нереально, потому что набрать такое количество олигархов тяжело. А во-вторых, зачем это им? Они люди, которые, наоборот, увеличивают свое состояние, а тут им однозначно придется тратиться на содержание регионов, — рассуждает профессор кафедры региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин.
По его мнению, нельзя говорить об эффективности меры «увеличения объема бюджетного кредитования», так как у Минфина не так много свободных средств, особенно с учетом появления в России двух новых субъектов и необходимой им помощи.
— Это мера одного года. Единственным выходом из ситуации тут может стать принципиальное изменение бюджетной политики. Пока все доходы сосредоточены на уровне федералов, а расходы — на уровне регионов, из этого ничего хорошего не получится. Эффективный менеджмент может быть только тогда, когда регион имеет хорошую доходную базу и когда понятно, в каких объемах он может расходовать деньги, — говорит эксперт.
— Меры, предложенные Силуановым, лишь ненамного облегчат жизнь регионов, — считает профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич. — Ставка по бюджетным кредитам в два раза ниже, чем по коммерческим, бюджетные кредиты легче пролонгировать, по ним меньшие риски — по бюджетным кредитам регион не могут объявить банкротом. Но это всё — ручное управление.