Регионы в западных СМИ: критерии оценки
Аналитическое агентство «Смыслография» и компания Dow Jones провели исследование восприятия регионов России ведущими англоязычными СМИ.
Москва была исключена из общего рейтинга — ее сравнение с другими субъектами было признано некорректным из-за связанной с ней общефедеральной и международной повестки. Также не учитывались Крым и Севастополь, поскольку по ним отсутствовала база для сравнения с предыдущим периодом.
В итоге первое место в рейтинге – у Татарстана, второе – Пермский край, третье заняла Сахалинская область. Мордовия делит с Самарской областью 5 и 6 место.
Лидеры
Как сообщили в агентстве, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ, прежде всего, в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной премьер-лиги), а также в связи с проектами в области ТЭК.
«Это особенно справедливо по отношению к субъектам федерации, занявшим верхние строчки рейтинга. Кроме того, стоит отметить, что в ТОП-10 имеет место высокий уровень преемственности результатов по сравнению с 2013 г. Лишь два региона из первой десятки не были представлены в ней годом ранее – это республика Мордовия и Тульская область», — пояснили в агентстве.
В Тульской области еще один обративший на себя внимание за рубежом сюжет оказался не связан со спортивной сферой: он касается строительства автомобильного завода GreatWall Motor.
Он также подчеркнул, что каждый регион должен стремиться к тому, чтобы заслужить расположение инвесторов, в том числе иностранных, экспертного сообщества, населения стран, обеспечивающих региону значительный поток туристов.
«Несколько неожиданным, но вполне объяснимым выглядит и появление в топ-10 «забытых» регионов — таких, как Мордовия и Тульская область. И дело не только в «футбольном факторе», но и в других способах, с помощью которых на Западе формируется позитивный имидж российских регионов», — резюмировал Орлов.
По его словам, регионам, которые хотят именно этой стороной быть заметными за границей, необходимо приложить усилия, чтобы показать уникальность и интересность имеющегося там культурного достояния. «Ключевые позиции спорта (в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу) и углеводородов определили лучших в этой «табели о рангах», что делает затруднительным показать разнообразие, которое есть на местах», — добавил Николенко.
Аутсайдеры
Регионы Сибири в большинстве своем довольно редко появляются в англоязычных СМИ, за последний год сообщений стало еще меньше, свидетельствуют данные обнародованного рейтинга.
Дальше с большим отрывом идут регионы-аутсайдеры. 62-е место у Забайкальского края, 69–70-е – у Хакасии. Совсем нелюбимы англоязычными СМИ Кузбасс (74–75-е место), Алтайский край (77-е место) и Республика Алтай (81-е место).
Новосибирская область по итогам 2014 года заняла 36 место, опустившись по сравнению с предыдущим годом на 16 пунктов. Как пояснил директор аналитического направления агентства «Смыслография» Григорий Кислин, «Новосибирская область чаще всего упоминалась в зарубежных СМИ в контексте двух новостных поводов».
«Первый — здесь находится одна из двух организаций в мире, где хранятся образцы натуральной оспы — центр вирусологии «Вектор», — говорит он.
По мнению политтехнолога, генерального директора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, «регионам не стоит самостоятельно заниматься продвижением в англоязычном медиаполе, даже если для этого привлекаются специализированные агентства».
По мнению политолога Андрея Тихонова, упоминание того или иного региона в западных СМИ может служить предметом гордости для их жителей и губернаторов, но не может служить весомым фактором при оценке динамики развития территорий и эффективности управления.