Регионы и образование: должны ли вузы включаться в экономические процессы субъектов РФ?
Главы отдельных регионов заявляют о необходимости подключать университеты к региональной экономической повестке. Отмечается, что подобный подход позволит в том числе и эффективнее решать поставленную главой государства задачу по построению технологического суверенитета.
Автор Telegram-канала «Наука и университеты», доктор технических наук, профессор, Евгений Белый:
Можно, вероятно, говорить о следующих направлениях интеграции образовательной системы в региональные экономические процессы. Во-первых, подготовка специалистов в соответствии с запросами местных организаций. Второе – проведение региональными университетами совместных НИР и ОКР с хозяйствующими субъектами. Третье – местные вузы должны стать консультационными центрами для региональных и муниципальных властей при разработке стратегий и программ регионального развития. Наконец, организации высшего и среднего профессионального образования должны способствовать развитию человеческого потенциала региона через систему непрерывного образования и повышения квалификации кадров.
Кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн:
Вопрос об участии вузов в обеспечении кадрами региональной экономики неоднозначный. С одной стороны, большинство вузов подчиняются министерству науки и образования и финансируются им же, и поэтому регионам ничего не должны. С другой стороны, сама по себе система целевого обучения представляется полезной, но только целевым обучением будущего сотрудника на рабочем месте не удержишь.
Думается, что любые административные меры для привлечения выпускников к участию в экономической жизни регионов бесперспективны. Гораздо более важно создавать социально-экономические условия, которые бы привлекали выпускников для работы в данном конкретном регионе, чтобы выпускники сами хотели приходить, работать и оставаться в этом субъекте РФ. Это и уровень зарплат, и обеспечение жильем, и возможности профессионального роста, и помощь молодым семьям, то есть вся совокупность инфраструктуры, наличие которой заставляет людей выбирать работу в том или ином месте. Так вопрос об участии выпускников в экономической жизни регионов решить будет намного более эффективным, чем любыми административными методами и средствами.
Эксперт факультета политологии МГУ Мария Филь:
О необходимости целевой подготовки кадров с высшим образованием говорится уже давно, но заметных результатов в решении проблемы оттока молодежи из регионов пока не достигнуто.
Проблема гораздо шире той постановки вопроса, которую мы видим обычно. Для того, чтобы молодые люди не хотели уезжать с малой родины, условия жизни там должны быть сопоставимы с теми, которые существуют в местах потенциальной миграции. Сама среда обитания должна быть достаточно современной, удовлетворяющей потребности молодых людей. Наивно и требовать от них альтруизма и самопожертвования, тем более, пытаться воздействовать жесткими административными методами. Результат будет обратным.