Региональный туризм: устойчивый тренд или ситуативный всплеск?
В 2024 году на развитие туристических кластеров в семи регионах направят 4,4 млрд. рублей. В результате перераспределения бюджетных средств дополнительное финансирование на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры получат Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Чечня, Хабаровский край, Калининградская, Оренбургская и Тверская области.
Публицист, основатель телеграм-канала «Толкователь» Павел Пряников:
Туризм может стать драйвером развития только при организации работы всесезонного туризма. Потому что если это сезонная работа – например, 3-4 месяца горнолыжного туризма, то чем занимать рабочую силу остальные 8-9 месяцев? Она просто разбежится. Поэтому региональным и федеральным властям надо думать над всесезонностью. Например, совмещать развлекательный туризм с медицинским и оздоровительным. Многочисленные опросы социологов показывают, что самый большой спрос у жителей крупных городов на различного рода водный отдых: бани, спа, аквапарки.
Еще один способ наполнения тех же отелей – проведение различных мероприятий не в сезон. Например, это научные и отраслевые конференции.
Директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Семья и Родина», член Комиссии по направлению «Семья» Госсовета РФ, к.э.н. Наталья Локтева:
Туризм в регионах, несомненно, может стать драйвером развития, но только при выполнении ряда условий. Во-первых, планируемый турпоток необходимо обеспечить соответствующей инфраструктурой: гостиницами, общепитом, транспортной доступностью. Причем все это должно находиться на высоком конкурентоспособном уровне, отвечающем запросам приезжих.
Во-вторых, важно разработать интересные маршруты, которые привлекли бы как поклонников внутреннего туризма, так и, если поставлена такая цель, людей из разных уголков мира. Например, если регион богат природными достопримечательностями, можно развивать экологический туризм. Если есть уникальные исторические памятники, стоит обратить внимание на культурно-познавательное направление. А если в регионе есть особенные производства, то перспективным может стать промышленный туризм. В-третьих, нужно продвигать регион как туристическое направление на различных платформах и мероприятиях. То есть многое зависит от видения и целеустремленности региональных команд, их заинтересованности в привлечении подобного рода инвестиций, неминуемом появлении новых рабочих мест, развитии малого бизнеса и, как следствие, повышении качества жизни в регионе.
Гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:
Туризм — сложный продукт, требующий очень высоких компетенций для управления. В России много уникальных природных и культурных объектов. Но очень мало раскрученных, готовых генерировать серьезный финпоток. Чтобы их стало больше нужны профессиональные команды, специализирующиеся на маркетинге именно туробъектов, а их в стране крайне мало. Без их работы туризм будет развиваться исключительно в традиционных регионах: КМВ, Сочи, Крым, Алтай и т.д.
Для остальных в большинстве случаев это будет необходимая часть социалки (людям нужно где-то отдыхать), но серьезным фактором развития экономики станет вряд ли. Так как туризм на 80% строится на маркетинге и на 20% — на инфраструктуре, то первое условие развития — быстрая подготовка команд для развития туристических территорий. Все остальное — вторично.
Эксперт в области туризма, тревел-блогер Наталья Ансталь:
В связи с последними событиями туризм в регионах начал динамично развиваться. Это началось еще в пандемию коронавируса. Путешественники сейчас стали больше перемещаться на своих личных автомобилях. Автотуризм продолжит развиваться, потому что государство поддерживает это направление.
Сейчас существует очень много мер федеральной и региональной поддержки туриндустрии. В частности, они распространяются на строительство отелей, развитие инфраструктуры, создание новых туристических маршрутов. Поэтому смело могу сказать, что туризм регионов будет развиваться серьезными темпами.