Продажа онлайн и через почту: как власти помогут сельским предпринимателям и самозанятым
Предприниматели и самозанятые из сел и небольших городов смогут получить возможность продавать свои товары через маркетплейсы и отделения почтовой связи. Соответствующие механизмы по поручению президента РФ Владимира Путина должно разработать правительство России совместно с главами регионов. Собеседники РК считают идею удачной, однако подчеркивают необходимость проработки четкой системы логистики и сохранности товаров.
Поручение президента
До 1 ноября правительство России, главы регионов, а также заинтересованные организации должны подготовить предложения по созданию системы, обеспечивающей продвижение и реализацию продукции, произведенной мелким и средним бизнесом и самозанятыми из малых городов и сел, через маркетплейсы и отделения почтовой связи.
Мероприятия по созданию такой системы предполагается включить в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Как уточняет Интерфакс, это одно поручение из перечня, который глава государства сформулировал по итогам Петербургского международного экономического форума.
Кроме того, правительству совместно властями регионов поручено к 1 ноября представить предложения по оказанию малым и средним предпринимателям, а также самозанятым из малых городов и сел информационно-консультационной поддержки, чтобы они могли получить дополнительные навыки и компетенции.
Telegram-канал «Больная экономика» отмечает, что количество активных продавцов маркетплейсов за год увеличилось втрое: «Свои товары и услуги предлагают более 217 тыс. предпринимателей и самозанятых. Ежегодный прирост российского рынка электронной коммерции до 2025-го оценивается в 25–30%».
Учесть нюансы
Продвижение и продажа товаров самозанятых или малого и среднего бизнеса через «Почту России» – удачная идея, считает независимый экономист, эксперт по финансовым сервисам Андрей Бархота.
«Такая площадка будет эффективна для дистрибуции товаров, выпускаемых серийно и обладающих широким спросом. В малых городах и поселках отделения «Почты России» зачастую совмещают в себе черты делового клуба и своеобразной городской ратуши, что создает дополнительный эффект информационного обмена и снижает коммуникационные расходы производителя», — рассуждает собеседник РК.
При этом почтовые отделения вряд ли подойдут для продажи продуктов с лимитированным сроком годности или же товаров, требующих специальных условий хранения в плане температуры и влажности, добавил Бархота.
Возможность продажи товаров местного производства через агрегаторы и почту станет отличным подспорьем для мелкого бизнеса и самозанятых, но для этого необходимо проработать систему логистики и сохранности товаров, подчеркивает доцент департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Шестемиров.
«Тот факт, что президент предлагает сегодня использовать достаточно модернизированную за последние несколько лет систему «Почта России», – это совершенно нормальный тренд использования развитой инфраструктуры для логистики. Тем более всероссийской полной логистики. Однако есть нюансы. Например, не все товары и продукты возможно перемещать «Почтой России», есть масса ограничений, которые присутствуют изначально. Поэтому здесь стоит четко разграничить, кто сможет воспользоваться данной пересылкой, а кто – нет», — отмечает Шестемиров.
По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, продажа и продвижение товаров не главная проблема для малого бизнеса в сельской местности.
«Если малый и микробизнес малых городов и сельских населенных пунктов разбить на две большие группы, то в первую попадут сельхозпроизводители и переработчики – маленькие фермеры, большие подсобные хозяйства и т. д. В другую группу попадут торговля и, возможно, какие-то ремесла. Но для тех и других главной головной болью остается доступность финансирования. Спросите у любого фермера, насколько легко получить льготный кредит. Поэтому для них самой приоритетной задачей остается создание системы льготного финансирования производителей или бизнесменов в селах и малых городах», — утверждает Сигал.