Правительство выставило оценки губернаторам


Правительство обнародовало двадцатку субъектов федерации, руководство которых работало наиболее эффективно в 2014 году. Работу региональных властей в кризисном 2014 году правительство оценило выше, чем в предыдущем: стало больше регионов, где повысилась эффективность власти.

Борьба за трансферты

По результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в 2014 году вместо Белгородской, Курской, Нижегородской областей, Чувашии и Якутии поддерживающие гранты из федерального бюджета получат Санкт-Петербург, Мордовия, Ненецкий АО, Магаданская область, Краснодарский край. Еще у 15 регионов стабильно высокое качество управления: Татарстан, Чечня, Ингушетия, Астраханская, Воронежская, Липецкая, Тюменская, Тамбовская, Новосибирская, Сахалинская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Марий-Эл, Подмосковье, Башкирия, сообщает «Коммерсантъ».

По информации издания, за достигнутые достижения правительство выдаст бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета гранты – так называемые межбюджетные трансферты.

В прошлом году общий фонд грантов составил 5,3 млрд руб., а еще годом ранее каждый из 20 победителей получил от 243 млн до 325 млн руб. в зависимости от места в рейтинге.

Как заявил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, по итогам года свои позиции улучшили 43 субъекта. Примечательно, что в 2013 году, когда кризисных явлений еще не наблюдалось, улучшили позиции только 39 регионов.

В августе 2012 года президент Владимир Путин подписал указ, сокративший количество критериев оценки эффективности с 48 до 12, а также поручил учитывать динамику показателей за трехлетний период и до 1 мая представлять отчет. Глава государства также поручил тщательнее учитывать мнение населения о руководстве региона. ФСО было поручено проводить закрытые опросы населения для включения в общий отчет.

Субъективность и закрытость

Однако к данному рейтингу у экспертов имеются вопросы. В частности, политолог Алексей Ширинкин в комментарии «РК» заявил, что «механика выставления рейтинговых оценок эффективности деятельности исполнительной власти нам неизвестна – тем более, когда речь идет о закрытых опросах ФАПСИ».

«Первая проблема – ненадежность субъективных мнений экспертов, служащих в большинстве рейтингов единственным источником их формирования. Не всегда эксперты вообще владеют каким-то особым знанием о ситуации в том регионе, по которому они играют роль экспертов. Вторая – вовлеченность всех составителей рейтингов в отношения политического рынка, сложившегося в России. Рейтинги ангажированы и в большинстве случаев их операторы или продают места желающим, или не вполне свободны в отношениях с рейтингуемыми губернаторами», — пояснил Ширинкин.

Кроме того, он указал на «закрытость и непрозрачность методик составления рейтингов, более сложных, чем простое суммирование мнений экспертов».

Выявлять неэффективных

Доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Роман Евстифеев в свою очередь указывает на то, что «сама по себе оценка эффективности органов исполнительной власти регионов – очень нужный и важный инструмент проведения государственной региональной политики».

«Необходимо также отметить, что такая оценка, проводимая правительством РФ, позволяет не только составить рейтинг субъектов, но и создает основу для эффективного перераспределения бюджетных средств, причем немаленьких. В связи с этим главный вопрос, который возникает при ознакомлении с опубликованными результатами оценки – непрозрачность и закрытость проводимой правительством работы. Это касается как оценки социально-экономических индикаторов, так и изучения мнения населения о происходящем в регионе», — сказал собеседник «РК».

По его мнению, в последнем случае, как известно, в соответствии с поручением президента опросы проводит ФСО в закрытом режиме. «Отсюда, конечно, возникают определенные трудности в оценке результатов данных опросов», — отметил эксперт.

Федеральная власть должна спасать те территории, на которых в силу бездарного управления региональных чиновников жители нашей страны рано умирают, не решаются заводить детей, не обеспечены в достаточном количестве жильем, школами, где отсутствует современная социальная инфраструктура, где бюрократия душит предпринимательство, заявил «РК» политолог, директор Экспертно-аналитического центра Северного Арктического федерального университета Андрей Чураков.

«С позиции государственного управления надо выявлять двадцать самых неэффективных субъектов федерации, отстранять там действующих губернаторов и проводить комплекс оздоровительных мер, в том числе и с использованием финансовых ресурсов федерального уровня для помощи населению, пострадавших от власти регионов», — резюмировал собеседник «РК».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: