Пенсии мэров попали в поле зрения ОНФ


Мэры отдельных городов России не только назначают себе огромную зарплату, но и заботятся о вполне безбедной старости, выписывая себе пенсии по несколько сотен тысяч рублей в месяц. Эксперты «Общероссийского народного фронта» проанализировали муниципальное законодательство и обнаружили, что излишне благосклонный порядок начисления пенсий действует как минимум в 23 российских регионах из исследованных 83.

Эксперты, опрошенные «РК», признают, что огромные пенсии чиновников являются одним из факторов социального напряжения, однако считают, что вмешательство в систему местного самоуправления – избыточно.

«Излишне благосклонный порядок»

Согласно материалам рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» , глава Воронежа сможет рассчитывать на пенсию до 320 тыс. рублей, мэр Улан-Удэ — до 260 тыс. рублей в месяц, глава администрации Ханты-Мансийска — до 248 тыс. рублей, мэр Новосибирска — до 245 тыс. рублей. При этом средние пенсии в перечисленных регионах не превышают 20 тыс. рублей, пишет газета «Известия».

Издание ссылается на материалы ОНФ, в которых отмечается, что в федеральном законодательстве относительно пенсий муниципальных чиновников имеются только общие положения.

«Все конкретные показатели устанавливаются регионами и муниципальными образованиями. В настоящее время расходы на финансирование доплат к пенсии несут региональные и муниципальные бюджеты», — утверждают эксперты ОНФ.

В материалах исследования говорится, что во многих муниципальных образованиях должностные лица могут претендовать на повышенную пенсию уже после года работы, в некоторых — после трех лет в кресле, добавляют «Известия». При этом пенсионные надбавки также везде рассчитываются по-разному. В ряде муниципалитетов пенсия не привязана к окладу (как у федеральных чиновников), а рассчитывается от среднего заработка — с премиями, надбавками за особые условия труда и выслугу лет, материальной помощью и прочим.

Еще один сомнительный способ установления повышенной пенсии для мэров городов выявлен в Калуге, Кирове и Брянске, где трудовая пенсия лиц, замещающих муниципальные должности, выплачивается им наряду с пенсией муниципальной, сообщается на официальном сайте ОНФ. «Так, в Калуге предусмотренная местным законодательством социальная надбавка дополнительно к пенсии чиновников составляет 20–60% от ежемесячного денежного содержания. Если взять за основу данные о доходах за 2014 г., то руководитель местного самоуправления Калуги, как и глава горадминистрации, наряду со своей основной пенсией (средняя по региону – 10 976 руб.) смогут получать прибавку порядка 30–70 тыс. руб. ежемесячно», — говорится на сайте.

В настоящее время члены ОНФ готовят обращение к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой провести проверку и дать оценку на соответствие федеральному законодательству муниципальных актов, которые устанавливают «излишне благосклонный порядок расчета пенсии муниципальных чиновников», сообщает Первое Антикоррупционное СМИ.

По информации агентства, на данный момент сразу несколько бывших градоначальников в различных регионах являются фигурантами уголовных

дел. Причина уголовного преследования большинства из них – коррупция.

Точка уязвимости

Приравнивать и даже сравнивать пенсии мэров и глав администраций крупных городов со средними пенсиями в соответствующих регионах – это в определенной степени популизм, заявил в беседе с «РК» генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. «Во-первых, на селе пенсии существенно меньше, чем в городах, особенно в областных центрах. Во-вторых, пенсии руководителей, как впрочем, и их зарплаты, всегда существенно выше, нежели у рядовых работников. В-третьих, средний размер пенсии в регионе ни коим образом не зависит от мэров», — пояснил эксперт.

Однако, по его словам, «более чем на порядок больший размер этих пенсий не может не вызывать социального напряжения». Особенно с учетом непрозрачности их начисления и неочевидной для жителей связи между эффективностью работы мэра и его зарплатой/пенсией, пояснил он.

«Наиболее логичный, на первый взгляд, выход – передать право определять зарплаты и пенсии мэров федеральному центру — противоречит принципу разделения властей и самостоятельности/независимости местного самоуправления (к которому и относятся все мэры, за исключением московского). При этом возможна и необходима некая корреляция между численностью населения города и размером зарплаты/пенсии соответствующего градоначальника», — отметил собеседник «РК».

Инициатива ОНФ – это игра на опережение, выбивающая у оппозиции возможности для критики власти. Такое мнение в разговоре с «РК» высказал глава Экспертного совета консультационного центра «Департамент политики» Александр Белоусов. «По всем данным опросов сейчас в России на первых местах проблемы, связанные с ценами, зарплатами и пенсиями. На грядущих в 2015 и 2016 году выборах, совершенно очевидно, будет пользоваться спросом популизм а-ля девяностые, причем использовать его будут оппозиционные партии и кандидаты. В этой связи зарплаты, пенсии, «золотые парашюты» власти являются точкой уязвимости, в которую обязательно скоро начнут бить», — уверен политолог.

По его мнению, власти совершенно резонно предлагают избавиться от нее. «И эта инициатива ОНФ очень хорошо демонстрирует, насколько властные структуры не готовы к политической борьбе в наступающих условиях кризиса, роста протестных настроений и политической конкуренции», — добавил Белоусов.

Если ОНФ или любая другая общественно-политическая организация, добивающаяся снижения зарплат и пенсий муниципальных служащих и политиков, имеет разветвленную территориальную сеть своих представителей на местах, то она должна ее задействовать и решать вопрос с пенсиями и зарплатами на уровне каждого отдельного самоуправления по отдельности, утверждает в свою очередь аналитик Центра «Русская Балтика», обозреватель RuBaltic.ru, политолог Александр Носович.

«Однако лично мне представляется крайне нежелательным очередное централизованное вмешательство федеральных властей в работу муниципалитетов. Если даже проблему справедливой оплаты муниципальных чиновников нельзя решить на местном уровне, без очередного вмешательства федерального центра, то эффективно работающее местное самоуправление в России не будет построено никогда», — заявил он «РК».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: