Оптимизирован­ное развитие: управленческая реформа Мишустина

/

Фото: Reuters

Правительство России по поручению президента проведет оптимизацию институтов развития – из 40 существующих останется 12 специализированных. Ряд институтов перейдет под управление ВЭБ.РФ. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Собеседники РК отмечают, что при огромном количестве структур в какой-то момент исчезает понимание того, кто чем занимается и кто за что отвечает. Эксперты рассчитывают, что объявленная Мишустиным реформа повысит эффективность работы институтов развития и исключит дублирование функций.

Детали реорганизации

Как заявил глава российского правительства, реформа институтов развития необходима для достижения национальных целей развития, определенных указом президента.

«Мы проанализировали деятельность основных действующих институтов развития. На сегодняшний день их 40. Все они создавались для решения конкретных задач: поддержки инноваций, малого и среднего предпринимательства, экспорта, регионального развития, жилищного строительства и промышленности. От них требовались совершенно определенные действия, которые в свое время дали значимые результаты», – сказал Мишустин на совещании с вице-премьерами 23 ноября.

Однако сейчас деятельность существующих институтов развития слабо увязана с новыми национальными целями, продолжил глава правительства.

«Отсутствуют единые механизмы управления. Есть существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями», – пояснил Мишустин.

В новой структуре институтов развития появится крупный инвестиционный блок на базе ВЭБ.РФ. Под его управление перейдут Корпорация «МСП», Российский экспортный центр, ЭКСАР, «Роснано» и четыре фонда: «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.

Часть функций еще восьми институтов развития распределят между ВЭБ.РФ и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы.

Ряд институтов развития со схожим функционалом будут объединены. Так, две лизинговые компании – ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» – будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Также будет создан Универсальный банк – на основе МСП Банка и банка «ДОМ.РФ». А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства будут объединены в Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду будет присоединен Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.

Все это позволит сократить дублирующие функции и сформировать пять крупных институтов развития.

При этом в новой структуре будут сохранены стратегически важные организации, которые нацелены на развитие конкретных отраслей и поддержку обороноспособности страны. Это «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», Росавтодор, «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, Российский экологический оператор, ДОМ.РФ, Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. Акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму.

Новый подход к управлению

Telegram-канал «СМП» в качестве примера неэффективной работы отдельных институтов развития приводит Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Авторы утверждают, что свыше 40% трат в этом ведомстве – доходы руководства и сотрудников.

«У гендиректора организации пять заместителей. В ней создают видимость бурной деятельности два департамента, 10 отделов, офисы в семи городах РФ. Среди вакансий агентства множество повторов и ошибок. Существенного воздействия на рынок труда не обнаружено, хотя, согласно официальным отчетам, за пять лет трудоустроены 22 тысячи человек в 338 предприятий. Субсидии от правительства при этом варьировались от 150 тысяч до 1 млрд рублей. Причем ежегодно было по несколько финансовых вливаний», – пишут авторы.

В целом же, по их мнению, реформа управления, начатая Мишустиным, пока не такая глобальная, как ожидалось. Авторы надеются, что это только первые шаги и реорганизация властных структур будет продолжена.

«НЕЗЫГАРЬ» полагает, что оптимизация институтов развития неизбежно приведет к изменениям в федеральных органах исполнительной власти и кадровым перестановкам. Так, авторы не исключают отставки министра экономического развития Максима Решетникова в ближайшее время.

Кроме того, по данным канала, в результате реорганизации институтов развития и ревизии их финансовой деятельности федеральный бюджет может получить дополнительно до 500 млрд рублей.

«Капитан Арктика» рассчитывает, что с размытостью функций институтов развития в результате проведенной реформы будет покончено. При этом авторы опасаются, что арктические проекты могут «замылиться» в государственной мегакорпорации «ВЭБ.РФ».

«Все-таки тот факт, что в свое время в круг обязанностей ныне упраздняемых структур были введены арктические задачи, реально помог оживить процессы экономического развития в АЗРФ. Как бы за резкой костов не зарезать действительно важные направления», – размышляют блогеры.

Канал «Номенклатура» считает, что премьер-министр по поручению президента начал масштабный процесс внедрения ориентированного на результат подхода на всех уровнях государственного управления.

Одной из важнейших составляющих этого подхода является введение персональной ответственности руководителей, отмечают авторы.

«Практики персональной ответственности позволят также исключить случаи дублирования функций и позволят создать единый механизм управления процессами достижения наццелей», – добавляют они.

Внести ясность

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что реформа институтов развития призвана в первую очередь сделать более ясной и четкой их работу.

«Федеральных институтов развития очень много. Однако при огромном количестве структур в какой-то момент исчезает понимание того, кто и чем занимается, кто за что отвечает. Параллельно теряется прозрачность структур, потому что они заслоняют друг друга. Поэтому в нынешней непростой ситуации назрела необходимость сегрегировать данные институты и укрупнить их, чтобы повысить эффективность работы за счет объединения ресурсов», – аргументирует свою позицию Журавлев.

По мнению ге­не­раль­ного ди­рек­тора Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций Дмитрия Орлова, рос­сий­ской по­ли­ти­ке раз­ви­тия не хва­та­ло эле­мен­тар­ной кон­цен­тра­ции.

«Бу­дучи рас­пре­де­лен­ной меж­ду ве­дом­ства­ми, ин­сти­ту­та­ми раз­ви­тия, про­ект­ны­ми струк­ту­ра­ми и фон­да­ми, она рас­па­да­лась на мно­же­ство «ру­чей­ков», а уже в ре­ги­о­нах эти «ру­чей­ки» про­сто пе­ре­сы­ха­ли», – поясняет Орлов.

Эксперт уверен, что запущенная Мишустиным реформа управ­ле­ния и ин­сти­ту­тов раз­ви­тия по­зи­тив­но от­ра­зит­ся на ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ке Крем­ля.

«Про­ек­ты раз­ви­тия бу­дут скон­цен­три­ро­ва­ны все­го в несколь­ких ФОИВ и ин­сти­ту­тах раз­ви­тия – со зна­чи­тель­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и ре­сур­са­ми, с се­рьез­ной от­вет­ствен­но­стью. Бу­дет кому ком­плекс­но ре­а­ли­зо­вы­вать про­ек­ты, бу­дет с кого спро­сить», – подчеркивает Орлов.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов ожидает, что после оптимизации у институтов развития будет четко определен их функционал и будет исключены «разного рода дублирования».

«Реформа институтов управления давно назрела. Поскольку даже в понимании экспертов присутствует определенная путаница относительно задач того или иного института, упорядочить и систематизировать их деятельность крайне необходимо», – замечает Климанов.

При этом, по его словам, существует риск, что запущенная реформа институтов развития не приведет к значимым результатам – мощ­ной струк­ту­ры под­держ­ки ин­ве­сти­ци­он­но-ин­но­ва­ци­он­ной де­я­тель­но­сти в Рос­сии так и не воз­ник­нет.

Климанов также обращает внимание, что в про­ек­те ре­фор­мы од­ним из клю­че­вых ак­то­ров яв­ля­ет­ся ВЭБ.РФ, где толь­ко за по­след­ние пять лет про­изо­шли несколь­ко круп­ных пре­об­ра­зо­ва­ний и сме­на ру­ко­во­ди­те­лей, од­на­ко ре­зуль­та­ты этих транс­фор­ма­ций пока не оче­вид­ны.

Эксперт также не исключил, что раз­лич­но­го рода лоб­бист­ские струк­ту­ры будут пытаться отстаивать интересы реформируемых институтов развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: