ОНФ против самопиара губернаторов: конфигурация определена


Активисты и эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) провели круглый стол на тему «Закупки информуслуг СМИ: между информированием и пиаром», который был посвящен исполнению поручения Владимира Путина об оптимизации бюджетов регионов. В результате мониторингов «фронтовики» выяснили, что регионы за 2014 год не только не сократили свои имиджевые расходы, но, наоборот, увеличили их — с 33 млрд до 36,2 млрд рублей, сообщают «Известия».

Из-за непомерного, по мнению активистов ОНФ, желания руководителей некоторых субъектов федерации улучшить свой имидж за государственный счет в ближайшее время могут быть внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ — участники круглого стола предложили Министерству финансов внести изменения в закон с целью конкретизации: какие расходы регионы могут вносить в раздел СМИ и куда должны относиться расходы на информационные услуги.

Еще ранее РБК сообщил о том, что эксперты ОНФ исследовали, сколько регионы планируют потратить средств на СМИ в 2015. Для этого они изучили региональные бюджеты на текущий год и учитывали либо статью «СМИ» (там, где она есть), либо суммировали различные профильные программы, где такой целевой статьи нет. Об этом сообщил РБК. 

Выяснилось, что суммарно все регионы заложили на эти цели 36,2 млрд руб. – это 8,4% от объема дефицита федерального бюджета этого года. Год назад на финансирование СМИ субъекты Федерации потратили меньше – около 33 млрд руб. Таким образом, регионы не выполнили поручение президента оптимизировать расходы на пиар, сказала РБК сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева. Поручение президента регионам принять меры для оптимизации расходов на информационное освещение своей деятельности вышло в январе. Документ был подготовлен по итогам декабрьского форума ОНФ. 

Согласно анализу (проведенному ОНФ) запланированных расходов на СМИ, в 2015 году самые большие траты на эти цели заложили Москва (13,6 млрд рублей), Московская область (3,3 млрд рублей), Ямало-Ненецкий автономный округ (1,8 млрд рублей), Санкт-Петербург (1,2 млрд рублей), Татарстан (1,1 млрд рублей).

Воробьев на критику ответил

Губернаторы отреагировали на претензии ОНФ по-разному. В ряде регионов на них просто не отреагировали, а вот отдельные губернаторы объяснились перед фронтовиками оперативно. В частности, губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил, что поручил сократить свои траты на информационную и внутреннюю политику. Эксперты «РК» восприняли его решение позитивно.

  

Это также знак того, что глава региона готов по-прежнему плотно сотрудничать с Народным фронтом, добавил Орлов. 

— Ведь вообще возможны две стратегии поведения, в случае предъявления каких-то претензий и вопросов. Первая стратегия — не замечать, говорить о том, что тот или иной чиновник или губернатор достаточно влиятелен, чтобы не замечать этих претензий. Это позиция нерациональная. И руководство Московской области, на мой взгляд, это прекрасно понимает. Вторая стратегия – сотрудничество, понимание и нахождение общих точек соприкосновения, и, на самом деле, в конечном счете – рационализация политики. Ведь именно в этом и состоит основной запрос Народного фронта – в рационализации. Речь ведь не идет о том, что прекратить вообще расходы на эти статьи, а о том, чтобы разумно сократить их в тех непростых экономических условиях, в которых находятся страна и регион, — пояснил политолог. 

Между тем, председатель экспертного совета фонда «Национальная экономика» Алексей Чадаев не считает необходимым сокращать траты региона на информполитику. Лучше детально объяснить их обоснованность. 

— Я сильно сомневаюсь, что эти затраты действительно необходимо сокращать, — заявил он «РК». — Все-таки регион очень раздробленный в информационном отношении, единого регионального медиаполя вообще никогда не было. К примеру, жителям Каширы всегда было наплевать на то, что происходит в Дмитрове или Клину. Линия на сотрудничество с ОНФ — правильная, конечно же. Однако иногда все же лучше объяснять его активистам, что и почему делается. Я думаю, что Воробьеву следует объяснить обоснованность трат. Ну да, это же выглядит внешне как просто затраты руководства региона на самопиар, а дело тут вообще не в самопиаре.

Политолог Андрей Тихонов заявил, что «Народный фронт» превратился в эффективный инструмент контроля за губернаторами. 

Тратить или нет?

Ранее эксперты «РК» комментировали целесообразность выделения значительных бюджетных средств на пиар региональных властей. Здесь их мнения разделились. 

— На самом деле, вопрос не такой простой как кажется. Очень многие считают, что траты на поддержание и улучшение имиджа губернатора лишние. Это не только имеет место в Сахалинской области. Дело в том, что губернатор – это представитель президента на данной территории, избранный или назначенный, но это элемент вертикали власти. И расходы на поддержание имиджа этой власти необходимы. Другое дело, как они используются, насколько эффективно и т.д. Если у губернатора крайне слабая работа, к примеру, или неудачно выстроены взаимоотношения в элитах, то эти затраты малоэффективны. То есть речь идет не о том, тратить или не тратить, а речь идет об эффективности работы главы исполнительной власти региона и освещении его деятельности. То, что деятельность губернатора надо освещать – это абсолютная неизбежность, — заявил директор Института избирательных технологий Евгений Сучков. 

Политтехнолог Сергей Смирнов пояснил, что траты регионов на информполитику зависят от многих факторов. 

— Говоря о затратах тех или иных регионов на федеральную раскрутку в СМИ, надо оперировать не только абсолютными цифрами, но и учитывать количество населения в этих регионах и размер их бюджета. Тогда окажется, что в перерасчете на одного жителя эти расходы в Ростовской области (численность населения — 4245598) и в Адыгее (численность населения – 452713) отличаются на порядок. Как, впрочем, и бюджет этих регионов. 10 млн. руб. для бюджета Ростовской области – это меньше 1%, а для Адыгеи – почти 10%, — заявил он.

Кроме того, по мнению Смирнова, важна «качественная» составляющая этих PR-кампаний. «В одном случае это может быть личный пиар главы региона, а во втором – продвижение инвестиционной привлекательности самого региона (в этом случае эти расходы довольно быстро окупаются). По поводу «личного пиара губернаторов» — всё опять-таки зависит от целевой аудитории. Если цель публикаций или телесюжетов – попасть в обзоры СМИ, которые готовят в АП или в ФСо, это одно. Если же целевой аудиторией является бизнес-сообщество, а один из месседжей материала – готовность губернатора давать инвесторам номер своего мобильного телефона – совсем другое», — добавил он. 

Представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов согласился с тем, что губернаторы обязаны заниматься своим продвижением в СМИ, хотя бы из-за многочисленных выборов. Однако добавил, что в условиях отсутствия признаков экономического роста в стране, становится очевидным тот факт, что средства нужны на более важные цели. «Реальный рост экономики принесет большую пользу, чем создание просто положительной картинки властей области. Федеральные власти, прекрасно это осознавая, начинают осаждать расточительных губернаторов», — подчеркнул он. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: