Новый инвестрейтинг регионов: эксперты «РК» оценили лучших
Эксперты «РК» оценили лидеров нового инвестиционного рейтинга регионов, представленного на ПМЭФ-2015 Агентством стратегических инициатив (АСИ) и деловыми ассоциациями и попытались понять, почему именно они встали на пьедестал.
«Выявить лучшие практики»
Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России должен помочь выявить лучшие примеры региональных практик, заявил в ходе форума президент России Владимир Путин.
Глава государства напомнил, что инициатива формирования рейтинга принадлежала ведущим предпринимательским объединениям. «Особенность этого проекта в том, что сами предприниматели дают оценку состояния деловой среды, качеству госуправления и так далее», — сказал президент.
Игра по-крупному
По интегральному индексу, который строится из суммы индексов по другим направлениям, Татарстан оказалась первым, потеснив прошлогоднего лидера — Калужскую область. В прежнем рейтинге республика довольствовалась только 4-й строкой, уступая также Ульяновской области и Красноярскому краю. В этом году пятерка лидеров выглядит так: Татарстан, Калужская область, Ульяновская область, Костромская область и Краснодарский край.
По мнению эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова, «в Москве… стремятся использовать Татарстан в качестве канала для привлечения инвестиций из-за рубежа».
«Учитывая этнорелигиозный имидж Татарстана как мусульманской республики, федеральный центр видит Казань в качестве витрины для исламского мира. Татарстан и сам для этого много делает, пытаясь привлечь средства из арабских стран, Турции и Ирана. Если с Анкарой это удается успешно (годовой оборот между Татарстаном и Турцией составляет 1 млрд. долларов – это наибольший показатель по сравнению со всеми другими странами, с которыми Казань развивает отношения), то сотрудничество с арабскими странами и Ираном пока являются очень скромными, уступая, например, объему инвестиций Китая в Татарстан», — пояснил Сулейманов.
В то же время он указал, что «создание благоприятных условий для бизнеса ведется в Татарстане только на уровне личных договоренностей с главой республики». «Бизнес средней руки, желая вести свое дело в этом регионе, наталкивается на весь набор бюрократического диктата, «кошмарящего» его бизнес. Когда приезжает крупный инвестор, он лично договаривается с главой Татарстана, и тот дает поручения своим подчиненным, чтобы те решили все проблемы инвесторы с оформлением его бизнеса в республике. То есть для крупного бизнесмена дороги открыты. А вот для среднего или мелкого предпринимателя этого не делается: он как и был зависим от произвола чиновника, так и остался», — констатировал собеседник «РК».
«Не исключена случайность»
К любому рейтингу надо относиться к известной долей скепсиса, поскольку как бы ни были авторитетны и уважаемы составляющие их эксперты, достичь абсолютной объективности им вряд ли удается, утверждает в беседе с «РК» политолог Ольга Чернокоз. И это не их вина, продолжает она, просто исследуемые ими явления и тенденции — настолько тонкая субстанция, что избежать субъективизма здесь практически невозможно.
У собеседницы «РК» имеются замечания и по расстановке отдельных регионов в рейтинге. «К примеру, Костромская область в рейтинге поставлена во главе группы субъектов РФ с благоприятным климатом для бизнеса. Однако региональная власть Костромы, насколько я знаю, весьма прохладно отнеслась к проекту партии «Деловая Россия» — «Костромская мечта». Между тем этот проект мог бы стать локомотивом, способным вытянуть эту область российского Нечерноземья на качественно новый, современный уровень экономического и социального развития», — резюмировала Чернокоз.
Политаналитик Кирилл Николенко в свою очередь обращает внимание на такую закономерность: «Если взглянуть на топ-10 регионов из данного рейтинга, то значительная часть территорий характеризуется повышенными показателями инвестиционной активности (Белгородская, Калужская области), представляют собой крупные экономические центры (Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону). А вот по попаданию в верхнюю часть списка той же Тамбовщины, Костромской, Тульской и Ульяновской области
есть вопросы.
По его словам, изучались мнения самих предпринимателей, которые «нельзя считать полностью объективными». «Ярчайший пример — 17-е место Чечни, которому нет никакого разумного объяснения, — продолжает Николенко. — Слабые позиции Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга можно объяснить, во-первых, тем, что в таких сверхразвитых регионах бизнес имеет более высокие требования к власти, к качеству инфраструктуры и рынка труда».
Во-вторых, говорит он, «играет свою роль непрозрачность многих схем, в результате которых определенные коммерческие структуры получают приоритет». Разумеется, это раздражает основную массу предпринимательского сообщества, заключает эксперт.